Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента

Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории «эффективность» в управленческой деятельности, отражающую наиболее важные, сущностные свойства отношений управ­ления производством, распределением и использования эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность становится категорией теории менеджмента. Поло­жительным воздействием управления обеспечивается достижение соци­ально-экономического эффекта в производстве и его увеличение вслед­ствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу продукта или услуги.

Основная функция эффективности — обеспечить за счет управлен­ческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности.

Эффективностьменеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономиче­ского эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затрата­ми на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента — в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ре­сурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результа­та, т.е. полученный при этом народно-хозяйственный чистый доход.

Экономический эффект с точки зрения общества в целом проявляется в виде вновь, созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, национального дохода, а для отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое толкование экономического эффекта дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.

При определении экономического эффекта менеджмента наряду с Оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предприятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следует придерживаться и при определении социального эффекта менеджмента. С позиций социально-экономической системы социальный эффект проявляется в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы и создание потенциала для будущего, а глав­ным элементом потенциала является человек, логично считать социальным эффектом менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.

При оценке народно-хозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в эконо­мику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают большую значимость и ценность.

Научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляемости продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутрен­них, так и на внешних рынках. Экологический эффект — в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социаль­ной жизнью общества.

На схеме (рис. 1) показана взаимосвязь ключевых характеристик процесса управления воспроизводством: целенаправленности, результа­тивности, ресурсообеспеченности, эффективности.

По взаимодействию и соизмерению цели и конечного результата вос­производственного процесса судят о результативности менеджмента как базовом условии эффективности. Эффективным может быть только ре­зультативный менеджмент. О ресурсообеспеченности воспроизводствен­ных процессов судят по реальности ресурсов и целей, сравнивая потен­циальные и фактические ресурсы производства. Непосредственный экономический эффект измеряется разностью величин выручки от реали­зации продукции и издержек производства. Рассмотренные параметры: цели, конечные результаты, ресурсы, издержки, а также величина эффекта — выступают обобщающими средствами менеджмента.

               
   
 
 
Конечный результат
 
Ресурсы
   
Эффект
 


Рисунок 1. Формирование эффекта менеджмента

Формирование и движение обобщающих характеристик менеджмента осуществляется с помощью ситуационных управленческих средств и мето­дов, которые в совокупности определяют потенциал менеджмента (рис. 2).

Анализируя данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс до­стижения конкретного результата должен быть обеспечен совокупностью ресурсов, а также комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.

С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообус­ловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурса­ми и ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу). Следует указать на опасность отрыва экономических отношений от уровня и состояния материальной базы. Например, для сырьевых отраслей требуются стимулы и механизмы, направленные на повышение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабаты­вающих отраслей существенную роль может сыграть экономия сырья и качество продукции. Это следует учитывать при разработке регулирую­щих документов и правовых актов, в том числе и законов.

 
 


Рисунок 2. Оценка эффективности менеджмента

Рассмотренный подход к исследованию и оценке эффективности ме­неджмента позволяет говорить о потребности комплексности оценки мер, по реструктуризации систем управления.

Каждое мероприятие или решение по управлению должно оценивать­ся с точки зрения конечного результата и рассматриваться с позиций целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей совокупности используемых средств воздействия. В качестве особых средств воздействия рассматриваются ресурсы. Их выделение обуслов­лено особой ролью как факторов производства, и в этом качестве ресур­сы становятся объектом приложения управленческих средств воздействия.

На практике обычно оцениваются 4—6 ключевых конечных результа­тов, на основе которых осуществляется распределение ресурсов, решающим образом влияющих на результативность деятельности организации. Состав основных ресурсов менеджмента в укрупненном виде можно пред­ставить в виде схемы на рис. 3.

Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов по­зволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели. Однако не все виды ресурсов могут быть измерены количественными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки.


Рисунок 3. Состав основных ресурсов менеджмента.

Ключевая роль временных ресурсов обусловлена сущностью эффективности как экономии времени и сущностью.менеджмента, назначение которого — обеспечение воспроизводственных процессов. Поэтому вре­менные параметры используются как составляющие при оценке воспро­изводственных ресурсов.

Эффективность менеджмента определяется соизмерением получен­ного эффекта и использованных ресурсов, затрат на управление. Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с опре­делившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), т.е. о соотнесении конечных результатов и эффек­та с использованием ресурсов (затратами). В, последнем случае выясня­ют, какова ресурсная, или затратная, эффективность менеджмента.

Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду основные исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования производственных ресурсов, связанный с конкретным конечным результатом, сравнивается с затраченными управ­ленческими ресурсами непосредственно или посредством механизмов и форм организации управления. При оценке средств воздействия анали­зируется правильность выбора, т.е. соответствие ситуации, качество, результативность и эффективность реализации. Средства управленческого воздействия и взаимодействия характеризуют соответствующие возмож­ности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.

На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия в данной области — более сложная про­блема именно вследствие комплексности действующих факторов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно видеть четкую кар­тину динамики важнейших параметров в той или иной ситуации.

Современная теория управления определяет следующие виды эффек­тивности менеджмента:

- по средствам воздействия — целевая, стратегическая и тактиче­ская, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

- по содержанию эффекта — экономическая, социальная, иннова­ционная, организационная, экологическая;

- по уровню проявления эффекта — народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

- по формам эффективности — деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управ­ленческих нововведений;

- по стадиям развития систем менеджмента — формирования, ста­новления, антикризисного управления, реформирования, реструк­туризации;

- по видам систем менеджмента — маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям: постановка и обоснование цели оценки; выбор критерия и показателей оценки; соизмерение цели социально-экономической системы и потребности в данном виде продукции; соизмерение цели и конечного результата; соизмерение конечного результата и потребности; определение результативности менеджмента; определение ресурсообеспеченности цели; соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение); определение величины экономического эффекта; отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов; отношение экономического эффекта к величине затрат на управление; отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала; определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления; определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-техниче­ского, экологического, кадрового; определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного; определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: