Внешняя политика. Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней иол ти-

Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней иол ти-

ки, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борь-

ба за выход к южным морям — Черному и Азовскому. С третьей

четверти XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значи-

тельное место занял польский вопрос. Начавшаяся в 1789 г. Великая

французская революция во многом определила направленность внеш-

неполитических акций русского самодержавия в конце XVIII в., вклю-

чая борьбу с революционной Францией. На юго-восточных границах

России положение было относительно стабильнымы.

Русско-турецкая война 1768— 1774 п. Турция, подстрекаемая Францией и Англией, осенью 1768 г. объявила войну России. Военные действия начались в 1769 г. и велись

на территории Молдавии и Валахии, а также на Азовском побере-

жье, В 1770 г. русская армия под командованием талант-

ливого полководца П. А. Румянцева одержала блестящие победы при

реках Ларга и Кагул (притоках реки Прут) и вышла к Дунаю. В гом

же юду русский флот под командованием А. Г. Орлова и адмира-

лов Г. А. Спиридова и И. С. Грсйга, в Чесменской бухте у бере-

гов Малой Азии полностью уничтожил турецкую эскадру. В 1771 г. русские войска под командованием князя В. М. Долгорукова овладели Крымом, в 1774 г. русская армия перешла Дунай.

Мир был заключён в 1774 г. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира Россия получа-

ла выход к Черному морю, степи Причерноморья — Новороссию,

право иметь свой флот на Черном море и право прохода через про-

ливы Босфор и Дарданеллы.

Присоединение Крыма. Турция не желала примириться с утвер-

ждением России на Черном морс. В ответ на попытку Турции вер-

нуть Крым под свою власть русские войска в 1783 г. заняли Крым-

ский полуостров, который вошел в состав России.

Георгиевский трактат. В 1783 г. в г. Гсоргиевске Был подписан Георгиевский трактат, по которому

Россия приняла иод свое покровительство Восточную Грузию.

Русско-турецкая война 1787—1791 гг. Летом 1787 г. Турция

потребовала возвращения Крыма и открыла военные действия.

А. В. Суворов разгромил врага в сражении при Кинбурнс (неподале-

ку от Очакова, 1787), Фокшанах и на реке Рымник (1789). В декабре 1788 г. после долгой осады Г. А. Потемкин штурмом овладел «ключом к Черному морю» — Очаковом.

Особое значение имело взятие Измаилу (1790) — цитадели турец-

Koi о владычества на Дунае. В сражении у мыса Калиакрия (неподалеку

от болгарского города Варна) в 1791 г. турецкий флот был уничтожен.

Турция обратилась к России с предложением заключить мир.

В 1791 г. мир был подписан в городе Яссы. По Ясскому мирному

договору Турция признавала Крым владением России.

Русско-шведская война 1788—1790 гг. В 1788 г. Швеция решила вернуть земли, утраченные

еще в Северной войне. Военные действия проходили вблизи Петер-

бурга. В 1790 г. в финской деревне на реке Кюммсне был подписан Верельский мир,

сохранявший прежние границы.

Разделы Полыни. В последней трети XVIII в. одним и* цсн-

фальных вопросов в облает международных oiношений в Европе

ciaji польский вопрос. В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Рос-

сия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть лат-

вийских земель, входивших ранее в Ливонию. В 1793 I. состоялся в юрой раздел Полыни. К России оюшли Цешральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина.

В 1795 г. Состоялся 3 раздел Польши. К России оюшли Литва, Курлян-

дия, Волынь и Западная Белоруссия.

Итоги внешней политики. В целом внешнеполитические итоги

второй половины XVIII в. были позитивными для дальнейшего раз-

вития России и населявших се народов.

24. В начале царствования Александр I дал понять, что намерен про-

вести реформы по самым насущным общественно-политическим про-

блемам.
Реформы государственного управления. Коллегии в 1882 г были заменены министерствами

В результате значительно усилилась центральная исполнитель-

ная власть. Для совместного обсуждения министрами некото-

рых вопросов был учрежден Комитет министров. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.

Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого на значились императором.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государ-

ственного управления был статс-секретарь Непременного совета

М. М. Сперанский. Он разработал проект реформы государственного управления.

В его

проекте — «Введение к уложению государственных законов» — наме-

чался принцип разделения законодательной, исполнительной и судеб-

ной ветвей власти путем созыва представительной Государственной

думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он

считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы

связующим звеном между императором и органами центрального

и местного управления. Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанско-

го было учреждение Государственного совета в 1810 г.

Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной сущности

политической системы России. Они лишь усилили централизацию

и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, импе-

ратор обладал верховной законодательной и исполнительной вла-

стью. В последующие годы реформаторские настроения Александра I

отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), со-

хранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, при-

соединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Ново-

сильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской импе-

рии» (1819—1820).

Аракчеевщина. В последнее десятилетие правления Александра I

во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенден-

ция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессив-

ных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке»

университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные посе-

ления — особая форма комплектования и содержания армии. Цель

создания военных поселений—добиться самообеспечения и самовос-

производства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содер-

жания огромной армии в мирных условиях. Главным начальником над военными

поселениями был назначен А. А. Аракчеев.

25. При Николае I роль Государственного совета как законосовеща-

тельного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократи-

ческие посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свит-

ские генерал- и флигель-адъютанты. Широко практиковалось созда-

ние секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Особое место занимало III

отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г.

корпус жандармов. В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс.

человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая систе-

ма охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных

единиц (уезд, волость, стан). Николай I проводил продворянскую

политику. Ряд его указов способствовал консолидации господство-

вавшего сословия.

Кодификация законов. в его царствование была проведена кодификация

(упорядочение) российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки

М. М. Сперанскому. Под его руководством были обобщены законы, принятые по-

сле Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Пол-

ном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдель-

ный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены

действующие законы, Все это также было направлено на усиление бюрократиза-

ции управления. В целом высшее государственное управление России перестраи-

валось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной вла-

сти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не

затронули основ самодержавного строя.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. В 1837—1841 гг. под руководством графа П. Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий — реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы — поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: