Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней иол ти-
ки, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борь-
ба за выход к южным морям — Черному и Азовскому. С третьей
четверти XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значи-
тельное место занял польский вопрос. Начавшаяся в 1789 г. Великая
французская революция во многом определила направленность внеш-
неполитических акций русского самодержавия в конце XVIII в., вклю-
чая борьбу с революционной Францией. На юго-восточных границах
России положение было относительно стабильнымы.
Русско-турецкая война 1768— 1774 п. Турция, подстрекаемая Францией и Англией, осенью 1768 г. объявила войну России. Военные действия начались в 1769 г. и велись
на территории Молдавии и Валахии, а также на Азовском побере-
жье, В 1770 г. русская армия под командованием талант-
ливого полководца П. А. Румянцева одержала блестящие победы при
реках Ларга и Кагул (притоках реки Прут) и вышла к Дунаю. В гом
же юду русский флот под командованием А. Г. Орлова и адмира-
|
|
лов Г. А. Спиридова и И. С. Грсйга, в Чесменской бухте у бере-
гов Малой Азии полностью уничтожил турецкую эскадру. В 1771 г. русские войска под командованием князя В. М. Долгорукова овладели Крымом, в 1774 г. русская армия перешла Дунай.
Мир был заключён в 1774 г. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира Россия получа-
ла выход к Черному морю, степи Причерноморья — Новороссию,
право иметь свой флот на Черном море и право прохода через про-
ливы Босфор и Дарданеллы.
Присоединение Крыма. Турция не желала примириться с утвер-
ждением России на Черном морс. В ответ на попытку Турции вер-
нуть Крым под свою власть русские войска в 1783 г. заняли Крым-
ский полуостров, который вошел в состав России.
Георгиевский трактат. В 1783 г. в г. Гсоргиевске Был подписан Георгиевский трактат, по которому
Россия приняла иод свое покровительство Восточную Грузию.
Русско-турецкая война 1787—1791 гг. Летом 1787 г. Турция
потребовала возвращения Крыма и открыла военные действия.
А. В. Суворов разгромил врага в сражении при Кинбурнс (неподале-
ку от Очакова, 1787), Фокшанах и на реке Рымник (1789). В декабре 1788 г. после долгой осады Г. А. Потемкин штурмом овладел «ключом к Черному морю» — Очаковом.
Особое значение имело взятие Измаилу (1790) — цитадели турец-
Koi о владычества на Дунае. В сражении у мыса Калиакрия (неподалеку
от болгарского города Варна) в 1791 г. турецкий флот был уничтожен.
Турция обратилась к России с предложением заключить мир.
В 1791 г. мир был подписан в городе Яссы. По Ясскому мирному
договору Турция признавала Крым владением России.
Русско-шведская война 1788—1790 гг. В 1788 г. Швеция решила вернуть земли, утраченные
|
|
еще в Северной войне. Военные действия проходили вблизи Петер-
бурга. В 1790 г. в финской деревне на реке Кюммсне был подписан Верельский мир,
сохранявший прежние границы.
Разделы Полыни. В последней трети XVIII в. одним и* цсн-
фальных вопросов в облает международных oiношений в Европе
ciaji польский вопрос. В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Рос-
сия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть лат-
вийских земель, входивших ранее в Ливонию. В 1793 I. состоялся в юрой раздел Полыни. К России оюшли Цешральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина.
В 1795 г. Состоялся 3 раздел Польши. К России оюшли Литва, Курлян-
дия, Волынь и Западная Белоруссия.
Итоги внешней политики. В целом внешнеполитические итоги
второй половины XVIII в. были позитивными для дальнейшего раз-
вития России и населявших се народов.
24. В начале царствования Александр I дал понять, что намерен про-
вести реформы по самым насущным общественно-политическим про-
блемам.
Реформы государственного управления. Коллегии в 1882 г были заменены министерствами
В результате значительно усилилась центральная исполнитель-
ная власть. Для совместного обсуждения министрами некото-
рых вопросов был учрежден Комитет министров. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.
Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого на значились императором.
Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государ-
ственного управления был статс-секретарь Непременного совета
М. М. Сперанский. Он разработал проект реформы государственного управления.
В его
проекте — «Введение к уложению государственных законов» — наме-
чался принцип разделения законодательной, исполнительной и судеб-
ной ветвей власти путем созыва представительной Государственной
думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он
считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы
связующим звеном между императором и органами центрального
и местного управления. Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанско-
го было учреждение Государственного совета в 1810 г.
Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной сущности
политической системы России. Они лишь усилили централизацию
и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, импе-
ратор обладал верховной законодательной и исполнительной вла-
стью. В последующие годы реформаторские настроения Александра I
отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), со-
хранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, при-
соединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Ново-
сильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской импе-
рии» (1819—1820).
Аракчеевщина. В последнее десятилетие правления Александра I
во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенден-
ция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной регламентации государственного управления, в полицейско-репрессив-
ных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке»
университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные посе-
ления — особая форма комплектования и содержания армии. Цель
создания военных поселений—добиться самообеспечения и самовос-
производства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содер-
жания огромной армии в мирных условиях. Главным начальником над военными
поселениями был назначен А. А. Аракчеев.
|
|
25. При Николае I роль Государственного совета как законосовеща-
тельного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократи-
ческие посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свит-
ские генерал- и флигель-адъютанты. Широко практиковалось созда-
ние секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Особое место занимало III
отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г.
корпус жандармов. В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс.
человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая систе-
ма охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных
единиц (уезд, волость, стан). Николай I проводил продворянскую
политику. Ряд его указов способствовал консолидации господство-
вавшего сословия.
Кодификация законов. в его царствование была проведена кодификация
(упорядочение) российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки
М. М. Сперанскому. Под его руководством были обобщены законы, принятые по-
сле Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Пол-
ном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдель-
ный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены
действующие законы, Все это также было направлено на усиление бюрократиза-
ции управления. В целом высшее государственное управление России перестраи-
валось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной вла-
сти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не
затронули основ самодержавного строя.
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС. При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. В 1837—1841 гг. под руководством графа П. Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий — реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы — поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам.