Информационно-технологическая компетентность психолога

Огромное количество информации, включая потоки электронной информации, которое современному психологу необходимо уметь анализировать, интерпретировать и адекватно реагировать актуализировало необходимость более компетентностного подхода в профессиональной деятельности.

В работе М.В. Рыжакова отмечено, что". компетентность проявляется в умениях. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на условия конкретной деятельности [4; с.31]

Существуют различные подходы и исследований к определению понятий информационной компетентности, как составляющей ключевых компетентностей, основываясь на исследовании Смоляниновой О. Г.:

"информационная компетентность - это знание основных типов современных мультимодальных информационных систем; владение профессиональными разнообразными средствами представления и передачи информации" [8; с.26].

"Информационная компетенция - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию" [12].

В работе Н.Х. Насыровой приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

информационная компетентность психолог

знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности; способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности; опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов; опыт отношений "человек - компьютер".

Еще одно определение, которое дает в своей работе А. Холодная:

"компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности" [9; с.13].

С.В. Тришина полагает, что информационная компетентность это "интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности" [3].

Можно выделить следующие критерии для оценивания развития уровня информационной компетентности специалиста-психолога:

умение формализовать профессиональные задачи, строить модель и выбирать оптимальный метод решения с помощью ИКТ (критерий 1);

умение применять ИКТ для проведения психодиагностики и проводить статистическую обработку данных (критерий 2);

умение применять ИКТ для представления результатов психологического эксперимента в различных формах (критерий 3);

умение публично презентовать полученные результаты психологического эксперимента с помощью ИКТ (критерий 4);

знание современных достижений в области психологии, в том числе и использование новых информационных технологий;

умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

использование различных баз данных в профессиональной деятельности;

способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения возникшего вопроса.

Таким образом, информационная компетентность психолога обеспечивает эффективность в профессиональной деятельности, владение этими умениями и знаниями увеличивает скорость работы, способствует достижению больших результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: