Огромное количество информации, включая потоки электронной информации, которое современному психологу необходимо уметь анализировать, интерпретировать и адекватно реагировать актуализировало необходимость более компетентностного подхода в профессиональной деятельности.
В работе М.В. Рыжакова отмечено, что". компетентность проявляется в умениях. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на условия конкретной деятельности [4; с.31]
Существуют различные подходы и исследований к определению понятий информационной компетентности, как составляющей ключевых компетентностей, основываясь на исследовании Смоляниновой О. Г.:
"информационная компетентность - это знание основных типов современных мультимодальных информационных систем; владение профессиональными разнообразными средствами представления и передачи информации" [8; с.26].
"Информационная компетенция - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию" [12].
|
|
В работе Н.Х. Насыровой приводится следующее определение информационной компетентности. Это:
мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
информационная компетентность психолог
знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности; способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности; опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов; опыт отношений "человек - компьютер".
Еще одно определение, которое дает в своей работе А. Холодная:
"компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности" [9; с.13].
С.В. Тришина полагает, что информационная компетентность это "интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности" [3].
Можно выделить следующие критерии для оценивания развития уровня информационной компетентности специалиста-психолога:
умение формализовать профессиональные задачи, строить модель и выбирать оптимальный метод решения с помощью ИКТ (критерий 1);
|
|
умение применять ИКТ для проведения психодиагностики и проводить статистическую обработку данных (критерий 2);
умение применять ИКТ для представления результатов психологического эксперимента в различных формах (критерий 3);
умение публично презентовать полученные результаты психологического эксперимента с помощью ИКТ (критерий 4);
знание современных достижений в области психологии, в том числе и использование новых информационных технологий;
умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;
использование различных баз данных в профессиональной деятельности;
способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения возникшего вопроса.
Таким образом, информационная компетентность психолога обеспечивает эффективность в профессиональной деятельности, владение этими умениями и знаниями увеличивает скорость работы, способствует достижению больших результатов.