В профессиональной деятельности психолога с позиций компетентностного подхода в условиях информатизации общества выделяются следующие требования к психологу:
умение на основе системного подхода строить и использовать информационные модели для описания исследуемых психологических объектов и явлений;
владение компьютерными методами сбора, хранения и статистической обработки результатов психологического эксперимента;
умения устанавливать контакт с людьми, соблюдать (выстраивать) процедуру группового обсуждения, вырабатывать решение на основе использования распределенных сетевых ресурсов Internet.
Инвариантной составляющей в системе информационной подготовки является изучение:
1) технологий обработки текстовой, числовой, графической информации для представления результатов психологического эксперимента в виде профессионально-ориентированных презентаций и Web-сайтов;
2) сетевых технологий для обмена опытом с членами профессионального психологического сообщества, пересылки документов, участия в видеоконференциях по вопросам психологии;
|
|
3) математических методов и универсальных способов статистической обработки данных психологического эксперимента.
К.К. Колин в своей работе отмечает, что главным объектом изучения по информатике для студентов-психологов и практикующих психологов должны становиться информационные системы, методы и средства генерации, хранения, передачи, использования информации в различных условиях; поиск эффективных методов формализации и последующего представления знаний, а также методов автоматизации решения профессиональных задач.
В условиях постоянно увеличивающегося объема учебной информации, появление новых ее носителей, в частности, электронные учебники, интерактивные энциклопедии, и средств доступа к ним, актуализирует рассмотрение информационного моделирования как инструмента познания, как объекта изучения, и как средства обучения.
При информационном моделировании основной акцент делается на формально-знаковый характер информации, т.е. психологи должны быть компетентными в вопросах формальных преобразований знаков данной системы (синтаксический аспект) и научиться моделировать с помощью знаковых систем различные информационные процессы (семантический аспект).
Для реализации идей информационного моделирования мы используем следующие типы задач, приведенные в работе Л.В. Галыгиной [11;]:
прямые, при решении которых исследуемый объект определяется некоторыми параметрами и требуется определить реакцию объекта на их изменение;
обратные, требующие определения параметров, влияющих на поведение объекта;
|
|
синтеза, требующие нахождения таких параметров, при которых объект обладает заданными свойствами;
индуктивные, целью которых является проверка гипотезы, ее уточнение.
Моделирование ситуаций профессиональной деятельности психолога заключается в осуществлении следующих этапов (схема 2):
Таким образом, психолог должен быть информационной грамотным специалистом, что подразумевает его умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Психолог должен уметь использовать информационные модели для описания исследуемых психологических объектов и явлений; владеть компьютерными методами сбора, хранения и статистической обработки результатов психологического эксперимента и т.д. Эти умения играют существенную роль в росте психолога как специалиста, который в дальнейшем может принимать участие в различных конкурсах, где одним из требований является умение работать с различными компьютерными программами, умение представить свою информацию в компьютерном варианте.
Прикладная информатика – специальность необычная. Она объединяет собственно информатику и те области, в которых можно применить компьютерные знания: экономика, менеджмент, дизайн, юриспруденция... Словом, специалист по прикладной информатике – это всегда профессионал «два в одном».