Требования к психологу в условиях информатизации общества

В профессиональной деятельности психолога с позиций компетентностного подхода в условиях информатизации общества выделяются следующие требования к психологу:

умение на основе системного подхода строить и использовать информационные модели для описания исследуемых психологических объектов и явлений;

владение компьютерными методами сбора, хранения и статистической обработки результатов психологического эксперимента;

умения устанавливать контакт с людьми, соблюдать (выстраивать) процедуру группового обсуждения, вырабатывать решение на основе использования распределенных сетевых ресурсов Internet.

Инвариантной составляющей в системе информационной подготовки является изучение:

1) технологий обработки текстовой, числовой, графической информации для представления результатов психологического эксперимента в виде профессионально-ориентированных презентаций и Web-сайтов;

2) сетевых технологий для обмена опытом с членами профессионального психологического сообщества, пересылки документов, участия в видеоконференциях по вопросам психологии;

3) математических методов и универсальных способов статистической обработки данных психологического эксперимента.

К.К. Колин в своей работе отмечает, что главным объектом изучения по информатике для студентов-психологов и практикующих психологов должны становиться информационные системы, методы и средства генерации, хранения, передачи, использования информации в различных условиях; поиск эффективных методов формализации и последующего представления знаний, а также методов автоматизации решения профессиональных задач.

В условиях постоянно увеличивающегося объема учебной информации, появление новых ее носителей, в частности, электронные учебники, интерактивные энциклопедии, и средств доступа к ним, актуализирует рассмотрение информационного моделирования как инструмента познания, как объекта изучения, и как средства обучения.

При информационном моделировании основной акцент делается на формально-знаковый характер информации, т.е. психологи должны быть компетентными в вопросах формальных преобразований знаков данной системы (синтаксический аспект) и научиться моделировать с помощью знаковых систем различные информационные процессы (семантический аспект).

Для реализации идей информационного моделирования мы используем следующие типы задач, приведенные в работе Л.В. Галыгиной [11;]:

прямые, при решении которых исследуемый объект определяется некоторыми параметрами и требуется определить реакцию объекта на их изменение;

обратные, требующие определения параметров, влияющих на поведение объекта;

синтеза, требующие нахождения таких параметров, при которых объект обладает заданными свойствами;

индуктивные, целью которых является проверка гипотезы, ее уточнение.

Моделирование ситуаций профессиональной деятельности психолога заключается в осуществлении следующих этапов (схема 2):

Таким образом, психолог должен быть информационной грамотным специалистом, что подразумевает его умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Психолог должен уметь использовать информационные модели для описания исследуемых психологических объектов и явлений; владеть компьютерными методами сбора, хранения и статистической обработки результатов психологического эксперимента и т.д. Эти умения играют существенную роль в росте психолога как специалиста, который в дальнейшем может принимать участие в различных конкурсах, где одним из требований является умение работать с различными компьютерными программами, умение представить свою информацию в компьютерном варианте.

Прикладная информатика – специальность необычная. Она объединяет собственно информатику и те области, в которых можно применить компьютерные знания: экономика, менеджмент, дизайн, юриспруденция... Словом, специалист по прикладной информатике – это всегда профессионал «два в одном».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: