Задачи и функции развития информационной компетентности

Информационнаякомпетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

В задачи развития информационной компетентности специалиста (психолога) входит:

обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;

осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в конкретных функциях:

познавательная (или гносеологическая) функция - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

коммуникативная функция: носителями коммуникативной функции являются семантическая компонента, "бумажные и электронная" носители информации педагогического программного комплекса. К бумажным носителям можно отнести учебник, учебное пособие, лекции. В качестве электронного носителя может выступать: интеллектуальная обучающая система, системы гипермедиа, электронные книги, среда "микромир", автоматизированная обучающая система, средства телекоммуникаций;

адаптивная функция - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

нормативная функция - содержит показатели достижений и развития, проявляется, прежде всего, как система норм и требований в информационном обществе и осуществляется при соблюдении ряда условий:

1) норм морали;

2) норм юридического права, которыми нужно руководствоваться в профессиональной деятельности;

оценочная (информативная) функция - сущность этой функции заключается в формировании и активизации умений слушателей ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную;

развивающая функция - все вышеперечисленные функции объединяются в этой одной и подчиняются ей. Речь идет не только в усвоении и использовании определенной системы знаний, норм, правил, позволяющих действовать в современном информационном обществе, но и о формировании активной самостоятельной и творческой работы самого субъекта, ведущей к самореализации, самоактуализации.

Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс.

К числу системных функциональных особенностей информационной компетентности относятся такие компоненты, как:

способность к самообновлению, постоянному появлению новых форм и способов удовлетворения информационных потребностей субъектов, адаптирующих информационную компетентность к меняющимся условиям, порождаемым творческой инициативой отдельной личности, логикой развития информационно-коммуникационных технологий в той или иной сфере деятельности;

способность к саморазвитию, усложнению структурно-функциональных и организационных параметров всей системы информационной компетентности;

углублению специализации отдельных элементов и уровня их взаимосвязанности и взаимодействия между собой.

Формирование и развитие информационной компетентности личности, в том числе и специалистов-психологов, осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

В составе компетентности на любом этапе развития можно выделить четыре общих элемента [3]:

1) имеющиеся знания о мире и способах деятельности;

2) практический опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

3) опыт творческой исследовательской деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью;

4) опыт воспитанности потребностей, мотивации, обуславливающих отношение субъекта к миру и его систему ценностей.

Развитие информационной компетентности в системе информационной подготовки психологов не представляется возможным без создания условий для освоения, осознания психологами собственного индивидуального способа действий и возможных границ его применения в профессиональной деятельности (Т.В. Добудько, И.И. Косенко, О.Г. Смолянинова и др.).

Таким образом, информационная компетентность личности является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетентностью зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетентностями. Психологам необходимо работать над развитием информационной компетентности, чтобы увеличить количество сфер в профессиональной деятельности, в которой психолог умеет применять ИКТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: