Негативные стороны отсутствия информационной компетентности у специалиста

Информатизация рассматривалась управленческими структурами и профессиональным сообществом преимущественно как некая техническая задача. Под ней понимались в первую очередь поставки компьютеров, подключение к Интернету, введение программ, введение электронных дневников, динамических карт наблюдения и т.д. Существует проблема недостаточного уровня подготовки психологов и других работников сферы образования к использованию информационных технологий в своей деятельности, поэтому данная тема является очень актуальной. Отсутствие сформированной информационной компетентности может привести к возникновению аддикций и феномену "компьютерной тревожности".

Работа с информационными технологиями трансформируют не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами.

Одной из негативных сторон отсутствия информационной компетентности является появление у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г. Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило, имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности [1; с.5-6].

В числе отрицательных последствий отсутствия информационной компетентности выделяют так же аутизацию (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выделяют "опыт потока" - особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями. "Зацикливание" на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, "бегство" от нее в ирреальный виртуальный мир. Однако, феномен "незаконченного действия", не позволяющий пользователю полностью переключиться на другой вид деятельности, может служить гиперкомпенсацией некоторых недостатков, комплексов, недостаточно развитых способностей, трудностей контакта с окружающими, конфликтных отношений с окружающими.

Таким образом, чтобы избежать выше перечисленных проблем, а так же устранить последствия информатизации, необходима сформированная информационная компетентность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: