Эстетические взгляды

«Государство». Искусство – подражание, т.е. воспроизведение чувственного мира и реально существующих отношений, а поскольку этот видимый нами мир является слабой копией мира идей, то значение искусства оказывается второстепенным. Подражание может воспроизводить дурное. Это не активная деятельность художника, искусство несовершенная форма созерцания. Государство нуждается в воспитании граждан, поэтому он уделяет этому внимание. Он убеждается, что в поэзии описывается много недостойного и даже безнравственного, и это требует осторожного отношения к ней. Признает воспитательное значение сказок, но требует, чтобы они учили нравственности. Так же он относится и к мифам. Те мифы, в которых рассказывается о недостойных поступках богов и героев, будут оказывать вредное влияние на молодежь и потому недопустимы в идеальном государстве. Это прямо относится к поэмам Гомера и Гесиода. Это в одинаковой степени относится и к Эсхилу, и к другим поэтам. Способность поэтов как бы перевоплощаться и сливаться с изображаемым лицом он считает несовместимой с добродетелью. Платон придавал большое воспитательное значение музыке и пению.

«Законы». Разделяет поэзию: трагедия подражает хорошему, а комедия – дурному. Оба вида могут полезными, но комедия не нужна гражданам, может быть отдана иностранцам или рабам. Для трагедии нужна цензура. Художественное мировоззрение подчинено моралистической тенденции.

Образец аттической речи, образность.

Произведения:

- «Пир». Пир проходит в доме Агафона, победившего в театральном состязании. Рассказывает Аполлодор, который слышал это от Аристодема, присутствовавшего на пиру.

Эрот:

Федр: «Эрот – самый древний, самый почтенный и самый могущественный из богов, наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и после смерти».

Павсаний: Два Эрота. Если Афродиты две (старшая без матери от Урана – небесная, младшая дочь Диаоны и Зевса – пошлая), то и Эротов два.

Эриксимах: Эрот разлит по всей природе. Эрот – гармония.

Аристофан: Эрот – стремление людей к изначальной целостности

Агафон: Эрот совершенен (молод, нежен, гибок, справедлив, рассудителен, храбр, мудр, мастер в искусствах и ремеслах)

Сократ:Эрот сложен и противоречив. Стремление к вечному обладанию благом (продолжение рода, духовное). Надо подниматься ради самого прекрасного наверх (от одного тела к двум, затем к нравам, затем к учениям и к учению самом прекрасном). Эрот – ср-во приобщения у божеству.

Алкивиад: Панегерик Сократу. С. как образец идеальной любви, Силен.

Семь речей поднимают любовь от грубого понимания до высшей, «небесной» силы. Концепция платонической любви.

Лосев: «Пир» - учение о пределе.

- «Федр». Два собеседника – Сократ и Федр. Они беседуют, сидя под платанами у почти пересохшей реки Илис. Нет поисков сущности любви, но раскрывается ее неистовая сторона, роль в становлении души на пути блага и в создании подлинной философии, а не пустого красноречья
27. Греческая историография. «История Геродота» - тема, композиция, особенности стиля. Новеллы Геродота.

Греческие тексты существовали в письм. виде, но были ориентированы на эмоциональное восприятие в устной форме. Греки нуждались в утилитарных текстах (описание фактов и явлений, которые неудобно передавать устно: описание пути с приметами; итенерарий – описание маршрута).

- Перипл – писал о пути по морю

В 6в. в греч. городах Малой Азии появляется логос («слово»)- описание, связный прозаический текст о каком-то предмете или месте(нравы жителей, описание страны). В Милете школа логографов заложила основы древнегреч. прозы. Записывали сведения об окруж. мире на ионийском диалекте.

- Старшие логографы (Гекатей Милетский)

- Младшие логографы (Геланик Митиленский)

В кон. 6в. начинаются греко-Персидские войны.

«История Геродота».

Геродот (прибл. 485-425гг.) – родился в Галикарнассе. Из-за борьбы партий уехал и жил на Самосее. Побывал в разных греч. городах и, в Египте, Персии, Вавилонии, Скифии и накопил разные сведения по географии, истории, этнографии. Около 446г. приехал в Афины, сблизился с Периклом, Софоклом, Алкмеонидами. В 444/443г. принял участие в основании колонии Фурий в Италии, стал ее гражданином. Цицерон: «Г. – отец истории».

Тема. Сочинение посвящено истории Греко-персидских войн. «Чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности». Прослеживал историю двух народов и тех, с кем они соприкасались (международный характер).

Вгляд на историю. Находится между старым, наивным, полумифич. мышлением и новым, научным миросозерцанием. Причины войны объясняет пиратскими налетами, во время которых увозили женщин, вызывая ответ. действия. В мировоз. представления о силе и зависти богов, о роке (катастрофа персов – кара богов за чрезмерную. надменность; перстень Поликрата), о чудесах (победа при Саломине – помощь Аякса и Теламона).

Композиция. Нет строго выдержанного плана. Уделяет место мифам и сказаниям (традиции логорафов). Единство мысли давало свободу для нанизывания отдельных эпизодов. Александрийские ученые разделили на 9 книг по именам муз:

1) Клио: Лидия (Крез); Солон; Пеласги; Писистрат; Спарта; Мидия; скифы против киммерийцев, Кир; Вавилония; война персов с массагетами.

2) Евтерпа: Египет и Ливия

3) Талия: завоевание Камбисом Египта, Поликрат Самосский, Дарий, Индия, Аравия, завоевание Самоса, антиперсидское восстание в Вавилоне.

4) Мельпомена: Скифия, Азия, походы Дария, Фракия, Ливия

5) Терпсихора: персы в Македонии, падение Писистратидов, война афинян

6) Эрато: взятие Милета, походы

7) Полигимния: смерть Дария, Ксеркс, Фермопилы

8) Урания: взятие Афин персами, Саламин

9) Каллиопа: битва при Платеях, взятие Фив, отступление персов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: