Функции речей

В начале делает оговорку, что не имел точной записи речей. Воссоздавая, держался ближе к общему смыслу. В речах старался мотивировать поступки героев или разъяснить сложившуюся ситуацию, вместо того чтобы давать объяснения от себя. Это драматизирует рассказ, образы живее.

- «Надгробное слово» Перикла. Выражение идеологии афинской демократии и морального состояния города.
29. Исторические сочинения Ксенофонта.

Ксенофонт (ок. 440/460 – 530/550г) происходил из знатной и состоятельной семьи. Был учеником Сократа. Был участником похода 401г. Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Отрицательно относился к демократическому правлению. Во время Корнифской войны сражался на стороне Спарты против афинян и Фив. За это был изгнан из Афин. Спартанцы приняли его к себе. Более чем через 20 лет ему вернули граждан. права (361г. – в битве при Мантинее погиб его сын, сражавшийся на стороне союзника)

Исторические сочинения:

1) «Анабасис» («Поход»). В 401г. Кс., увлеченный письмами друга Проксена о Кире Мл., пришел к его двору. Как наблюдатель пошел с ним в поход для усмирения одного племени в Малой Азии. У Кира войско 100 тыс и 13 тыс греч. наемников (развитие отношений Эллады и Востока). Но в сражении близ Вавилона Кир был убит. Много красочных мест.

2) «Греческая история». Хотел закончить труд Фукидида. Описывает конец Пелопонесской войны (411г.), о поражении и капитуляции Афин, правлении Тридцати и их низвержении (404г.), Коринфской войне, Анталкидове мире (387г.), битва при Мантинее (362г.). Мысль о том, как Спарта потеряла гегемонию вследствие того, что отступила от своих моральных заветов. Пристрастие к спартанцам в отличии от Фук. (возносит спартанского царя Агесилая и подчеркивает недостатки демократ. Афин). Неровность излож.

3)«Киропедия»(«Воспитание Кира»). Политический роман, не считается с истор данными. Жизнь Кира Старшего. Образ идеального правителя, который появился благодаря хорошему воспитанию. «Царь благородный и счастливый» (критик Дионисий). Гражданское воспитание основано на умении «править и подчиняться». Важны: физич. воспитание и военная подготовка. Отсутствует: умственное и музыкальное развитие.

- Внимание на военных подвигах К., мало действия, преобладают речи и моралистические разговоры.

- Пародия на демократическое равенство (пиршество царя Астига, где обнимается с пьяными придворными).

- Прощание Панфеи с супругом Абрадатом напоминает прощание Гектора с Андромахой. Позже П. сохраняет мужу верность и умирает вместе с ним.

«Детство Кира». Кир: человеколюбив, честолюбив, словоохотливый, в юности стал сдержаннее. Кир спрашивает о том, почему детей учат правде, а только потом уловкам. Отец отвечает, что растят добрых граждан, но в определенном возрасте их можно безопасно обучать уловкам. Нет опасения, что воспитанные во взаимном уважении, превратятся в жестоких и грубых. Отец: «Если жертвы и гадания оказались неблагоприятными, не подвергай опасности ни себя, ни свое войско. Ты должен осознавать, что люди руководствуются в своих поступках лишь догадками, не зная точно, что именно принесет им благо».

4) «Агесилай». Образ царя Спарты в идеальном виде (были друзьями).

Мировоззрение упрощенное, даже поверхностное. Религиозные взгляды примитивны. Он консерватор, аристократ. Идеализирует монархический строй (кризис рабовладельческого строя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: