По теме «Абсолютные и относительные величины»

Методические рекомендации для решения задач по данной теме сводятся к следующему:

1). Выбрать тип аналитической таблицы с учетом имеющихся данных (название табл., обозначение ее колонок). Ситуации приводятся ниже.

2). Внести в аналитическую таблицу имеющиеся исходные данные.

3). Сформировать систему показателей по строкам кол. А на основе правил работы (источник № 1 из учебно-методических разработок кафедры, стр.21-22), а именно:

* найти в списке исходных данных сложный показатель с текстом «в том числе» или «из него…». Для этого сложного экономического показателя рассчитать неизвестную абсолютную часть по схеме: от всего значения вычесть известную часть;

* для этого сложного показателя ввести расчет структуры: отношение части к целому в процентной форме;

* для этого же показателя найти относительную величину координации (отношение большей абсолютной части к меньшей абсолютной части) и дать экономическую формулировку для такого построения);

* все выше перечисленные арифметические действия повторить, если в исходных данных имеют место еще другие сложные экономические показатели;

* заканчивается список расчетных показателей нахождением относительных величин интенсивности (отношение между собой разных параметров, когда в результате деления получается третий – с новым экономическим содержанием). С этой целью берут первый показатель их исходных данных и начинают сравнивать (делить) со всеми нижестоящими по порядку. Причем проверяют разные варианты: в выбранной паре нужно отработать две схемы, меняя их местами по числителю и знаменателю. В окончательном виде записывают тот вариант работы, который создаст новую конструкцию показателя с конкретным экономическим смыслом. (Он должен быть явным. Например, взяли в сравнении объем товарооборота и численность работников. Деление количества работников на продажу не имеет смысла. С другой стороны, отношение товарооборота к численности работников будет отражать «величину продажи на одного человека», или: «производительность труда», «выработку». Этот последний расчет и вносится в виде текста в колонку «показатели»). Такую же процедуру нужно выполнить со следующим параметром в списке данных и так до конца пока не останется последняя пара разных экономических показателей. Таким образом, приходиться на каждой новой строке выполнять все переборы с делением с нижестоящими. Получается как бы движение «по ступенькам» вниз. Причем на каждой нужно задержаться и поработать (поделить) этот показатель, находящимися по строкам ниже. О завершении списка расчетных данных буде свидетельствовать тот факт, когда Вы в переборе спустились на два последних разных экономических показателя.

4). Рассчитать сформированный список показателей;

5). По выполненным расчетам написать текст экономических выводов (аналитических записок). Требования к ним отражены в источнике № 1 из учебно-методических разработок кафедры, стр. 23-26.

Основные типы аналитических таблиц по данной теме можно свести к трем видам в зависимости от исходной информации.

1. Даны плановые (прогнозные) и фактические сведения по конкретному объекту в пределах одного периода времени (месяца, квартала, полугодия, года и т. д.). В работе предстоит заниматься анализом «степени выполнения плана» (табл. 1.1).

Т а б л и ц а 1. 1 – Исходные и расчетные данные для оценки степени выполнения плана (прогноза) по … (указать название и тип объекта) за месяц (квартал, полугодие, год)

П о к а з а т е л и Единицы измерения Период времени Выполнение плана, % (2:1)×100 Откл. от плана (2-1)
План (прогноз) Фактически
А Б        

2. Даны фактические сведения по определенному объекту за два периода времени (месяца, квартала, полугодия, года и т.д.). В работе предстоит заниматься исследованием динамики показателей.

Название таблицы и ее макет в общем виде будет выглядеть так, как показано в табл. 1.2.

Т а б л и ц а 1. 2 – Исходные и расчетные данные для анализа динамики показателей по …… (указать название и тип объекта) за два месяца (квартала, полугодия, года)

П о к а з а т е л и Единицы измерения Периоды времени Темп изменения, % (2:1)×100 Отклонение (2-1)
Базисный Отчетный
А Б        

3. Даны фактические сведения по двум разным объектам за конкретный период времени (месяц, квартал, полугодие, год). В таких ситуациях проводят сравнительный анализ данных. Макет приведен в табл. 1.3.

Т а б л и ц а 1. 3 – Исходные и расчетные данные для проведения сравнительного анализа по двум…. (указать тип объектов) за месяц (квартал, полугодие, год)

П о к а з а т е л и Единицы измерения О б ъ е к т ы (магазины, поставщики, фирмы, банки и т.д.) Объект «Д» в % к «С» (2:1)×100 Отклонение (2-1)
«С» «Д»
А Б        

Примечание: При сравнительном анализе за базу сравнения (значение в знаменателе) принимается объект с меньшими значениями показателей (как это предложено в табл. 1.3). Последние колонки в таблице видоизменяются при условии, что объект «С» больше «Д». Тогда оформление колонок было бы таким, как в табл. 1.4.

Т а б л и ц а 1. 4

П о к а з а т е л и Единицы измерения О б ъ е к т ы (магазины, поставщики, фирмы, банки и т.д.) Объект «С» в % к «Д» (1:2)×100 Отклонение (1-2)
«С» «Д»
А Б        

Приведем пример оформления задачи по данной теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: