Дворянские реформы XVI в. (губная, земская, военная)

Губная реформа. В первой половине XVI в. Местные общества принимают на себя часть функции по местному управлению, которые прежде исполняли наместники и волосте­ли. Наиболее доходными судебными делами для кормленщиков были так называемые лихие дела, тяжкие преступления, за которые имущество преступника конфисковывалось в пользу кормленщика и устанавлива­лись высокие судебные пошлины. Еще до начала XVI в. действовал институт «дикой виры», в соответствии с которым кормленщик мог получать уголовные платежи с целых общин (круговая порука).

Вместе с тем на местах не существовало специальных учреждений, которые вели бы организованную борьбу с «лихими людьми». Посылае­мые из Москвы время от времени специальные следователи и каратель­ные экспедиции не могли решить проблемы. Поэтому было решено пере­дать полицейские функции по борьбе с разбойниками местным обществам. Городским и сельским обществам в конце 40-х гг. XVI в. стали выдаваться губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей».

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (из суда кормленщиков), сотские и старосты, которыми руководили городовые приказчики. В ряде мест эту задачу выполняли специально избранные из местных жителей коллегии. Округ, в пределах которого действовали все эти выборные должностные лица, получил название губы, его границы поначалу совпадали с границами волости.

Губные органы возглавлялись выборными головами от детей бояр­ских (дворянами) данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на которых решались наиболее важные дела. На этих съездах избирались всеуездные губные старосты (головы), возглав­лявшие губные организации всех волостей и станов, входивших в уезд. Происходила постепенная централизация губного управления на госу­дарственных, церковных и владельческих землях.

Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленных штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сель­ских, посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских - поли­цейские чины мелких округов.

В компетенции губных органов в середине XVI в. (Судебник 1550 г.) входили разбой и татьба, а в XVII в. - уже убийства, поджог, оскорбле­ние родителей и др. Процесс носил или розыскной характер, когда дело возбуждалось без заявления потерпевшего (при поимке вора с поли­чным, повальным обыском, оговором и т.п.), или состязательный ха­рактер (частный иск, свидетельские показания, «поле», признание ответ­чика и пр.).

Земская реформа. Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлении. Еще Судебник 1550 г. тщательно разграничивает компетенцию судов кормленщиков и губных старост.

По пути дальнейшего ограничения и ликвидации кормлений вообще пошла другая местная реформа середины XVI в. - земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными общественными влас­тями, распространив их компетенцию на земское, местное управление и гражданское судопроизводство.

Одной из причин ликвидации кормлений стало их вредное воздейст­вие на организацию военной и оборонной службы страны. Мобилизация служилых ратных людей затруднялась разбросанностью кормлений, местное управление страдало от того, что кормленщики не могли в силу своих служебных обязанностей (военные походы, служба при дворе) уделять ему достаточного внимания. По замечанию В.О. Ключевского, «обе ветви управления мешали одна другой: военные люди становились неисправными управителями, а становясь управителями, переставали быть исправными военными людьми».

По окончании срока кормления наместник или волостель мог подверг­нуться судебному гражданскому иску со стороны лиц, считавших себя обиженными неправомерными действиями кормленщика. Дело могло разбираться даже в судебном поединке. В1550 г. царь, чтобы прекратить такого рода разбирательства, приказал кормленщикам разрешить все споры с представителями местного населения мировым порядком.

С 1551 г. в ряде областей местному населению предлагалось вместо кормов наместникам и волостелям платить оброк казне, а судебные споры разбирать своими силами, при посредничестве старост и целовальников. В 1552 г. принимается официальное решение о ликвидации кормлений.

Земство должно было стать всероссийским учреждением. Местные общества по своей инициативе одно за другим стали учреждать земства, отказываясь от кормленщиков. В 1555 г. правительство приняло закон, провозгласивший земство общей и обязательной формой местного само­управления. Добровольный отказ местных миров от кормленщиков со­провождался уплатой откупа - суммы, ранее уплачиваемой в виде кормов и пошлин, а теперь - в виде оброка, поступавшего прямо в казну. Эта замена одних платежей другими закреплялась в жалованных грамо­тах об освобождении от кормленщиков.

Бывшие служилые люди - кормленщики в порядке компенсации за утрату кормов получали новый вид возмещения - поместные и денеж­ные оклады. С отменой кормлений быстро развивалась поместная систе­ма. Денежные оклады для помещиков черпались из откупных платежей, выплачиваемых земскими обществами.

В компетенцию земских органов входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных дел, которые рассматривались в состязательном процессе (побои, грабеж и т.п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т.п.) земские старосты и целовальники рассматривали совместно с губными старостами. Клиентами их были черносотенные крестьяне и посадские люди.

Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также других окладных налогов. За исправность своей деятельности выборные отвечали жизнью и имуществом. В отличии от кормленщиков, которые не несли государственной ответственности за свои управленческие действия, земские выборные («излюбленные») такой ответственностью обя­зывались. Поэтому земские учреждения XVI в. не были органами мест­ного самоуправления, они была звеньями местного государственного уп­равления. Деятельность этих органов была гарантирована и связана кру­говой порукой.

Повсеместно земская реформа была проведена в 1555-1556 гг. Крес­тьяне черносошных (невладельческих) и дворцовых земель и посадские люди в городах выбирали из своей среды старост и целовальников (или земских судей). Делопроизводство также вел выборный дьяк. В своей деятельности земские выборные опирались на выборных крестьянской общины сотских, пятидесятских, десятских.

Территория земских округов обычно охватывала волость или город. Все должностные лица земского самоуправления поначалу выбира­лись на неопределенный срок. Позже были введены ежегодные выборы.

В районах, где крестьянское население было несвободным, вместо земских изб управление осуществляли городовые приказчики и губные старосты, выполнявшие административно-полицейские и финансовые функции.

Часть финансовых функций брали на себя другие местные органы управления - таможенные и кабацкие выборные головы и целовальни­ки, ведавшие сбором косвенных налогов.

Военная реформа. Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло костяк вооруженных сил. В их состав входили «боевые холопы», которых приводили на службу те же дворяне, ополченцы из крестьян и посадских, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. Появляются регулярные подразделения «нового строя»: рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: