Возникновение приказной системы управления в России: ее характеристика, принципы деятельности, эволюция в XV–XVII вв

Вторая пол. XV в. - начала складываться центральная исполнительная власть. Первые органы – «избы» и «приказы». В середине XVI в. несколько приказов выделилось из ведомства казначея, которому приходилось выполнять функции дворцовой канцелярии, княжеского архива и внешнеполитического ведомства.

· Приказы общегосударственного значения:

· Посольский, в ведении которого находились внешние сношения;

· Поместный – служилое землевладение;

· Разрядный – военное дело и назначения воевод;

· Стрелецкий – войско стрельцов;

· Холопий – регистрация холопов;

· Разбойный – важнейшие уголовные дела;

· Челобитенный – жалобы на имя царя и расследования по ним;

· Большого прихода (совместно с территориальными приказами) – финансы.

Каждому приказу были предоставлены собственные источники существования. Каждый из них чинил суд и расправу над людьми, относящимися к его компетенции. Укрепление власти царя, необходимость крайней мобилизации сил нации, а также проведение в жизнь норм Уложения 1649 г., прозвучавших на Соборе пожеланий сословий потребовали преобразований в приказной системе. Они проходили в 50—70 гг., но особенно серьезная перестройка управления была предпринята в 80-х гг. Ее целью было упрощение и централизация приказов. В связи с преобразованиями количество приказов стабилизируется на уровне 37—38. Приказы превращаются, в отличие от первой половины XVII в., в крупные учреждения с большим штатом и сложной структурой. Громоздкая приказная система с ее централизацией и бюрократизмом с трудом справлялась с возлагаемыми на нее функциями, порождала волокиту, злоупотребления, взяточничество.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: