Обязанности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности

Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определены ст. 14 ФЗ «Об ОРД».

Так в соответствии с ФЗ «Об ОРД», при решении определенных законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно комментируемому закону предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Таким образом, закон требует полноты осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на реализацию названного нормативного требования. Это означает, что согласно закону недопустимым является пассивность при их проведении. Иными словами, в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме.

Органы, осуществляющие ОРД, обязаны выполнять поручения субъектов, обладающих властными полномочиями в сфере уголовно-процессуальной деятельности, которые, в свою очередь, возникают из необходимости решения задач обеспечения уголовного судопроизводства. Это положение как бы корреспондирует с регламентированным уголовно-процессуальным законодательством правом органов дознания, следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Законодателем сформулирован ряд условий реализации правового предписания, касающегося исполнения органами, осуществляющими ОРД, поручений властных субъектов уголовного процесса. К их числу можно отнести следующие:

- органы, осуществляющие ОРД, могут исполнять поручения следователя только в пределах своих полномочий. Это означает, что орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд при даче поручения или указания должны учитывать уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, административно-правовую компетенцию оперативных подразделений, а также их функции, территорию и объекты, которые они обслуживают, и др.;

- поручения, указания и решения должны быть даны в письменной форме. Только в этом случае согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ они обязательны к исполнению. В Законе не определены структура и содержание поручения. Однако в сложившейся практике в документе должны найти отражение следующие вопросы: кому адресовано поручение, основания направления поручения (номер уголовного дела, обстоятельства преступления), что следует установить или какие мероприятия провести, срок выполнения поручения, какие документы представить следователю;

- орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд могут давать поручения и указания лишь по тем уголовным делам, которые находятся в их производстве;

- в поручении, указании и решении не должна определяться тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия. Выбор способов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД.

Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение ОРМ. Исключения составляют ситуации, когда следователь и оперуполномоченный работают в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника.

Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений. Обязательства, вытекающие из этих договоров, подлежат исполнению.

В международном сотрудничестве в борьбе с преступностью Россия исходит из принципа, в соответствии с которым при исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой стороны. Вместе с тем по просьбе запрашиваемой стороны допустимо применение законодательства ее государства, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам государства запрашиваемой стороны.

Оперативно-розыскные органы обязаны выполнять запросы о проведении ОРМ. Как правило, запросы документально оформлены (в отдельных специально предусмотренных соглашениями случаях запрос может направляться устно, но в дальнейшем он должен быть подтвержден письменно).

Органом, обеспечивающим сотрудничество правоохранительных структур России и зарубежных стран, является Национальное центральное бюро Интерпола в России.

Поступление запроса международной правоохранительной организации в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» является правовым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Одна из эффективных форм взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, - обмен информацией. Подобный обмен (с соблюдением конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб.

Круг вопросов взаимных оперативно-розыскных возможностей, его порядок, а также основания для привлечения оперативно-розыскных возможностей соответствующих оперативно-розыскных органов определяются ведомственными нормативно-правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Конспирация закреплена в качестве одного из основных принципов оперативно-розыскной деятельности, и соблюдение ее правил является обязанностью сотрудников, осуществляющих ОРД. Конспирацию можно рассматривать и как способ обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и как условие результативности проводимых ОРМ.

Органы, осуществляющие ОРД, обязаны содействовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющих ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Как правило, поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц является соответствующее заявление (рапорт) или непосредственное получение оперативной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: