К способам правотворчества относятся:
1. Нормативно-правовые акты. Они как источник права принимаются в основном соответствующими представительными и исполнительными государственными органами, а в некоторых случаях референдумом.
2. Судебный прецедент. Его создание осуществляется в форме правоустановительной деятельности высших судебных органов государства.
3. Нормативно-правовой договор. Он устанавливается в форме заключения соглашения между различными государствами, между различными государственными органами или между государственными и негосударственными органами, между различными субъектами частного права.
4. Правовой обычай. В форме законодательного признания правового значения обычая в системе действующего права осуществляется государственное санкционирование тех или иных обычаев в качестве правовых, т.е. их установление в качестве источника права.
5. Правовая доктрина. Определяющую роль играет правовая практика - фактическое использование в правоприменительной, а нередко и в правотворческой деятельности соответствующих доктринальных положений, идей.
|
|
Виды правотворчества:
— По кругу субъектов:
1. Полисубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности.
2. Моносубъектным - разработка и принятие актов проходитв режиме единоначалия.
— По характеру правотворческих полномочий:
1. Непосредственное правотворчество - осуществляется самим государством, законодательными органами.
2. Делегированное правотворчество - осуществляется по специальному разрешению иными субъектами общественных отношений.
— По юридической силе принимаемых актов:
1. Законотворчество – создание НПА, обладающих высшей юридической силой;
2. Подзаконное нормотворчество – создание НПА, не обладающих высшей юридической силой