Законотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов(НПА высшей юридической силы), основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.
Принципы:
1. Демократизм и гласность - привлечение граждан к правотворческой деятельности, гласность, всенародное обсуждение законопроектов, референдум.
2. Профессионализм - к законотворчеству должны привлекаться компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.
3. Законность - работа должна осуществляться в рамках закона. Соблюдение правил юридической техники.
Виды:
— По субъекту:
1) законотворчество государственных органов,
2) «народное» законотворчество—референдум.
Стадии(на примере РФ):
1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет обязательное рассмотрение его парламентом - в форме предложений или готового законопроекта
|
|
2. Обсуждение - на заседании ГД.
1-е чтение - вопрос о необходимости принятия, оценка, доклад инициатора, предложения, замечания;
2-е чтение - доклад об итогах рассмотрения, поправки;
3-е чтение - принятие или не принятие.
3. Принятие закона.
Имеет три части: а) принятие закона, б) одобрение закона, в) подписание закона;
Сложный процесс принятия проявляется в наличии трех подстадий принятия закона:
- принятие нижней палатой;
- одобрение верхней палатой;
- подписание главой государства.
4. Введение в действие принятого законодательного акта, оно предполагает Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий.