Форма гос. устройства – это политико – территориальная организация гос-ва, в т.ч. характер взаимоотношений между центральными и местными властями.
Гос. устройство – это организация территории гос-ва, соотношение гос-ва как целого с его составными частями.
Существует 2 разновидности гос. устройства:
простая (унитарное гос-во) и сложная (федеративное гос-во).
Унитарное гос-во – единое, слитное гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Черты унитарного гос-ва:
- единый центр гос. власти (парламент, правительство, верховный суд); - одна система законодательства; - единое гражданство;
- единая судебная система; - одноканальная система налогов, т.е все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
- административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в эк-кой, соц., культурной сферах.
В последнее время в унитарных предприятиях появилась новая форма – регионализм – когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство (Италия, Испания).
Унитарные гос-ва могут быть централизованными – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализованными – местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
Федерация – сложное гос. устройство, для которого характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. В научном смысле федерацией явл. союз гос-в, основанный на договоре или конституции.
Гос-ые образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные гос-ва отличаются друг от друга (в США – 50 субъектов (штатов), в России – 89, в Индии – 25 штатов).
Черты федерации:
- политическая и юр. самостоятельность субъектов (например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), гражданство (США));
- двухуровневая система органов гос. власти (наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации);
- две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;
- в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
- наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
- двухканальная система налогов;
-разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.
Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории.
Различают национальную - считаются непрочными (СССР, Чехословакия, Югославия); и территориальную федерацию - способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции (США);
Симметричные – это федерация, где субъекты имеют одинаковое правовое положение и полномочия; и асимметричные федерации – субъекты имеют разный правовой статус.
(Россия, Германия, Австрия, Малайзия, Канада, Мексика, Австралия, Аргентина и др.)