Теория форм государства

Форма государства это способ организации государственной власти. Она проявляется в системе государственных органов и отношений, складывающихся между ними и обществом.

Под формами государства понимаются формы правления, формы государственного устройства и политический (государственный) режим. В истории развития государств наблюдаются разнообразные формы монархии и республики, унитарные и федеративные государства, демократические и антидемократические режимы и их различные виды.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. (см. схему на с. 186).

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Причины многообразия форм государства различны.

Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.

Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил.

Превалирование демократических сил ведет к установлению республики, демократических режимов. Например, победа на референдуме после второй мировой войны в Италии привела к ликвидации монархии, к установлению республики и демократического режима. Победа реакционных, антидемократических сил ведет к установлению антидемократических государственных режимов. Довольно часто в XX в. военные перевороты приводили к установлению военно-диктаторских режимов.

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давление последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима. То же можно сказать и о Германии, в которой в результате победы антигитлеровской коалиции фашистский режим был заменен буржуазно-демократическим. Общая тенденция развития форм государства в современных условиях — это тенденция к ликвидации антидемократических форм.

Конкретные условия развития государственности в США (борьба колоний за освобождение, обретение независимости отдельными штатами, их объединение) в конечном счете привели к образованию федерации.

На федеративное устройство важное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей — к федеративному устройству.

Несомненное влияние на формы государства оказывают традиции. Примером может послужить Англия с ее традициями ограниченной монархии и многими демократическими традициями. Т

радиции сыграли важную роль в сохранении монархии в Японии; нынешняя монархическая династия в Японии имеет более чем тысячелетнюю историю.

Сказывается на формах правления и идеологический фактор. Например, исламская религиозная идеология обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и религиозную власть.

Например, в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: