double arrow

До возникновения экстремальной ситуации целесообразны следующие психопрофилактические мероприятия:

-подготовка медицинской службы к работе в экстремальных условиях, обучение личного состава санитарных постов и дружин оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;

- формирование и развитие у личного состава медицинской службы высоких психологических качеств, умения правильно вести себя в экстремальных ситуациях, способности преодолевать страх;

- выработка у личного состава медицинской службы организационных навыков по психопрофилактической работе с населением;

- информирование медицинских работников и населения о возможностях применения для профилактики психогений психотерапевтических и медикаментозных средств.

Данный перечень профилактических мероприятий, непосредственно адресованный, прежде всего различным подразделениям медицинской службы, должен быть дополнен широким кругом просветительных и организационных мер, направленных на преодо­ление беспечности и пренебрежения к тем или иным жизнеопасным воздействиям на человека. Большое значение имеет психическая закалка, то есть выработка человеком смелости, воли, хладнокровия, выдержки и умения преодолеть чувство страха.

В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими пси­хопрофилактическими мероприятиями являются:

- организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;

- объективная информация населения о медицинских аспектах стихийного бедствия (катастрофы);

- помощь руководителям в пересечении панических настроений, высказываний и поступков;

- привлечение легкопострадавших к спасательным и неотложным аварийно восстановительным работам.

По окончании действия психотравмирующих факторов профилактикапсихогений включает мероприятия:

- объективная информация населения о последствиях стихийного бедствия, катаст­рофы и их влияния на нервно - психическое здоровье людей;

- доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;

- профилактика возникновения рецидивов или повторных психических расстройств (так называемая вторичная профилактика), а также развитие соматических наруше­ний в результате нервно - психических расстройств;

- медикаментозная профилактика отсроченных психогенных реакций.

- привлечение легкопораженных к участию в спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работах, и в оказании медицинской помощи пострадавшим.

К числу важнейших социально - психологических профилактических задач относится информирование населения о ситуации, осуществляемое непрерывно. Сведения долж­ны быть полными, объективными, правдивыми, но и в разумных пределах успокаи­вающими. Четкость и краткость информации делают ее особо действенной и доходчи­вой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия. Современный человек должен уметь правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях. Важно отрабатывать соответствующие практические навыки на тактико-специальных и комплексных учениях в обстановке, максимально приближен­ной к реальной, в ночное время, в любую погоду. Одновременно с этим необходимо воспитывать в людях высокие нравственные и психологические качества, готовность проявить мужество, выдержку и самообладание, инициативу и находчивость, уверен­ность в своих силах и действиях, выносливость.

Не без оснований полагают, что неконтролируемый страх свидетельствует о неуверенности в себе, в своих знаниях, умениях. Он же может вести к паническим реакциям, для предотвращения которых надо пресекать распространение ложных слухов, прояв­лять твердость с «лидерами» паникеров, направлять энергию людей на спасательные работы. Известно, что распространению паники способствуют многие факторы, обусловленные психологической пассивностью человека в экстремальных ситуациях, отсутствием готовности к борьбе со стихией.

Особо следует сказать о возможностях первичной медикаментозной - профилактики психогений. В последние десятилетия такой профилактике уделялось значительное внимание. Однако нужно иметь в виду, что применение лекарственных психофармакологических препаратов в профилактических целях должно быть ограниченным. Подоб­ные средства могут рекомендоваться лишь небольшим контингентам людей. При этом следует учитывать возможность развития мышечной слабости, сонливости, снижения внимания (транквилизаторы, нейролептики), возбуждения (активаторы психической деятельности). Требуется учитывать дозы рекомендуемого препарата, а также характер предполагае­мой деятельности человека. Гораздо шире эти средства могут применяться для преду­преждения психических нарушений у людей, оставшихся в живых после стихийного бедствия или катастрофы.

Медико-социальные профилактические мероприятия играют важную роль и на отдаленных этапах случившейся ЧС. Так, уже через сутки после чернобыльской трагедии во многих пострадавших и прилегающих к ним районах стали наиболее актуальны не столько радиационные, сколько психологические и психиатрические проблемы, породившие в ряде случаев широкое распространение так называемой радиофобии. Как правило, такие состояния носят массовый характер, хотя наиболее выражены у истери­ческих и тревожно-мнительных личностей. Именно у них отмечается развитие патологических характерологических личностных изменений. В этих случаях достаточно часто удается наблюдать механизм индуцирования болезненных расстройств. Предвидя возможность их возникновения на отдаленных этапах ЧС, необходимо разрабатывая и осуществляя весь комплекс восстановительных мер, оказывать пострадавшим активную социально-психологическую поддержку, вести ними разъяснительную работу.

В современных условиях есть все основания более широко использовать данные психологии, психотерапии, психогигиены и других дисциплин с целью оптимизации деятельности людей в экстремальных ситуациях, преодоления повышенных психологических и физических нагрузок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: