Психологическая пригодность спасателя к действиям в экстремальных ситуациях во многом определяется его индивидуальными психологическими особенностями (умением быстро приспособиться к условиям деятельности, сосредоточить внимание на выполнении работы и пр.).
Особенности профессиональной деятельности спасателей предъявляют определенные требования к их индивидуальным личностным свойствам. Основными из них являются:
- быстрая адаптация спасателей к условиям ЧС;
- устойчивость к влиянию психотравмирующих факторов ЧС в виде растерянности, а подчас и полномнепонимании сложившейся обстановки;
- способность принимать решения в условиях дефицита информации или времени на ее осмысление;
- надежная работа при выполнении аварийно-спасательных работ (АСР) в течение длительного времени и в средствах индивидуальной защиты;
- устойчивость к экстремальным физическим и психологическим нагрузкам;
- эффективная и безаварийная эксплуатация технических средств и аварийно-спасательного инструмента;
|
|
-эффективное взаимодействие и взаимозаменяемость при проведении АСР.
Опыт ликвидации крупных ЧС последнего времени показал, что было много случаев, когда отдельные личностные качества спасателей не соответствовали указанным требованиям. Это проявлялось в виде растерянности, а подчас и полном непонимании сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили к неоправданным потерям. Спасатели оказывались неспособными выполнять АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение зависело от воздействия психотравмирующих факторов. В результате резко снижалась работоспособность. Среди этой части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным дальнейшее участие людей в проведении ACР, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств.
Нo, огромное значение имеет также способность спасателя полноценно отдохнуть за короткий промежуток времени и быстро восстановить силы.
Переутомленный специалист хуже справляется со своими обязанностями, а возникающие в связи с этим служебные проблемы могут еще больше способствовать развитию психических нарушений. Часто встречающиеся в таких случаях повышенная эмоциональная возбудимость, бессонница заставляют людей прибегать к помощи бесконтрольного применения медикаментозных средств, кто-то пытается снять эмоциональную напряженность и заглушить появившиеся трудности путем употребления спиртных напитков, что также далеко не безразлично для организма.
|
|
Основными формами психотерапевтического воздействия являются внушение и самовнушение. Существуют различные методы профилактики психических нарушений:
- внушение в состоянии гипнотического сна;
- рациональная психотерапия (логическое убеждение);
- внушение в бодрствующем состоянии;
- аутогенная тренировка;
- активная и пассивная мышечная релаксация (простейшие комплексы упражнений, направленных на снижение непроизвольного мышечного напряжения).
Аутогенная тренировка - метод, при котором путем самовнушения достигается расслабление тонуса мышц (релаксация), затем в этом состоянии продолжается самовнушение, нацеленное на обеспечение нормальной деятельности различных органов и систем организма.
Релаксация - расслабление тонуса мышц путем самовнушения.
Произвольные, например, мышцы зрачка, кишечника, сердечная мышца сокращаются и расслабляются без волевого участия человека, а произвольные - бицепсы, трицепсы и др. при таковом участии. Расслабление, особенно одновременное всех произвольных мышц тела, очень трудная задача. Сосредоточившись на одной группе мышц (скажем, ног) и, добившись их полного расслабления, вы можете заметить, что при этом напряглись другие мышцы (живота, лица и др.). И, наоборот, расслабляя последние, можно вызвать сокращение только что расслабленных групп мышц. Даже во сне неподготовленный человек не снимет мышечного напряжения во всем теле, хотя это и необходимо для полноценного отдыха.
Аутогенная тренировка может использоваться также в целях мобилизации определенных органов или всего организма, для какой-либо напряженной деятельности. При этом мысленно произносят следующие фразы: «я полностью владею собой, я абсолютно спокоен и хладнокровен, я полностью собран и внимателен, я смел и решителен, я владею своими чувствами и мыслями, я все могу сделать, я добьюсь поставленных целей». Для получения требуемого результата эти фразы повторяют по 20 раз.