double arrow

Учет процесса продажи ГП


Доходы и расходы организации подраз-ся от обычных видов деятельности, прочие поступления (операционные, внереализационные, чрезвычайные)

Доходами от обычных видов деятельности (ПБУ 9/99) яв-ся выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказания услуг. Т.о., доходами от обычных видов деятельности яв-ся выручка от продажи:

-ГП и полуфабрикатов собственного произ-ва;

-работ и услуг промышленного и непромыш-го характера;

-услуги по перевозке грузов и пассажиров;

-услуг связи

-транспортно-экспед-х и погрузо-разгрузочных операций и.т.д.

Не признаются дох-ми поступления от юрид. и физ. лиц: суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин; по договорам комиссии, агентским дог-рам ; авансов в счет оплаты П,Т, Р,У; задатка; в залог, если дог-ром предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы (или выручка от продажи) признаются в БУ при следующих условий:

- выручка согласно договора купли-продажи или иному обоснованию;

- сумма выручки м/б определена;

- в результате операции произойдет увеличение средств или эконом. выгод;




- право собственности на продукцию перешло от изготовителя к покупателю;

- произведенные расходы по данной операции м/б определены.

Если не исполнено хотя бы одно из условий, то в БУ организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Расходами от обычных видов деятельности (ПБУ 10/99) яв-ся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукцией, приобретением и продажей товаров,а также с выполнением работ и услуг.

Расходами признаются:

-р., связанные с приобретением сырья, материалов и иных запасов;

-р., возникшие в процессе переработки МПЗ для целей производства продукции.

Расходами признаются в БУ при следующих условий:

-р., производиться в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

-сумма расходов м/б определена;

-имеется уверенность в том, что в результате экон-ой операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если не исполнено хотя бы одно из условий, то в БУ организации признается дебиторская задолженность.

Выручка от продажи ГП, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, относятся к доходам от обычных видов деяте-ти (ПБУ 9/99) и отражаются на счете 90 «Продажи». Счет 90 – активно-пассивный. К счету 90 открываются субсчета 90/1»Выручка» -пассивный, 90/2 «Себестоимость продаж»-активный, 90/3 «НДС», 90/4 «Акцизы», 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». Результат хоз. деятельности ежемесячно списывается со счета 90 на счет 99 «Прибыли и убытки», поэтому счет 90 не имеет сальдо на конец месяца.



Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду ГП, выполненных работ и оказания услуг. Сумма выручки от продажи продукции, выполненных работ, оказания услуг отражается в БУ на момент ее признания.

Особенность записей на счете 90 состоит в том, что субсчета ежемесячно не закрываются. На субсчетах счета 90 ведение записей осуще-ся нарастающим итогом с начала года. Закрываются субсчета только по окончании отчетного года.

Д 90/1 – К 90/9 (закрыт субсчет 1); Д 90/9 – К 90/2,3,4 и др. (закрыты субсчета 2,3,4(кроме субсчета 9)). Таким образом, все субсчета, открытые к счету 90, будут закрыты на конец года, также как и сам счет 90 (Д90/9 -К99 – прибыль; Д99 – К 90/9 - убыток).

Расходы, связанные со сбытом ГП, называются расходами на продажу. В состав расходов на продажу включают следующие расходы:

-на затаривание и упаковку изделий на складах ГП;

-на доставку ГП на станцию отправления, погрузку в вагоны, автомобили и др. тр/средства;

-комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

-на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов организации;

-на рекламу; на представительские расходы и другие аналогичные по назначению расходы.

Затраты на тару включаются в расходы на продажу в тех случаях, когда затаривание и упаковка ГП производятся после ее сдачи на склад. Если затаривание производится в цехах до сдачи ГП на склад, то стоимость тары включается в производственную себестоимость продукции.



Расходы на продажу учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Счет-активный; сальдо равно сумме произведенных расходов, ко-ые приходятся на отгруженную, но не проданную на начало месяца продукцию. По дебету- затраты отчетного месяца, связанные с отгруженной продукции; по кредиту – затраты, списанные в отчетном месяце на проданную продукцию.

Т.о., в учетной политике организации м/б предусмотрен один из 2-х вариантов списания расходов на продажу:

1.расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость соответ-их видов продукции. При невозможности такого отнесения они могут распределяться м/у отдельными видами проданной продукции;

2.все расходы на продажу ежемесячно списываются на себе-ть проданной продукции. При этом выполняется след. проводка: Д 90/2 – К 44.

Себестоимость продукции – это стоимостная оценка используемых в процессе производства материалов, топлива, энергии и др. затрат.

В себестоимость включаются:

-затраты, связанные с произ-ом и реализацией продукции;

-затраты на обеспечение пред-ия рабочей силой (персоналом);

-отчисления в различные фонды и бюджеты;

-затраты на содержание, обслуживание и управление предприятием;

-затраты на подготовку и освоение новой продукции и прочие затраты.

Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость продукции, работ и услуг того отчетного периода,к которому они относятся, независимо от времени их оплаты – предварительной или последующей.

Сравнение национальной системы учета выручки и МСФО 18.

Условия признания выручки: МСФО оперирует в основном качественными понятиями («значительные риски и вознаграждения», ««степень владения» и т.д.), оставляя значительный простор для профессионального суждения составителей отчетности. Российские же стандарты оперируют более точными определениями условий признания выручки («право на получение выручки, вытекающее из договора или подтвержденное иным образом»), которые имеют документальное подтверждение. РСБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам главное — произошел переход права собст-ти или нет. А МСФО упор делают на экон-ое содержание сделки.

Если сделка подразумевает последующее обслуживание проданного товара, согласно МСФО выручка признается в течение всего периода обслуживания.

Принципы оценки полученной выручки в МСФО 18 и в ПБУ 9/99 также существенно различаются. Если договором предусмотрена отсрочка платежа, то согласно МСФО выручку надо признавать с учетом заложенной в договоре процентной ставки за пользование фактически заемными средствами.

Еще одним проблемным моментом с точки зрения оценки является осуществление оплаты неденежными средствами. Согласно МСФО 18, такая выручка оценивается в сумме справедливой стоимости полученного возмещения. Справедливая стоимость – это та сумма, на которую можно обменять актив или урегулировать обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами. Согласно ПБУ 9/99 она оценивается в сумме «исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно орг-ия определяет стоимость аналогичных товаров».

Принципы раскрытия информации в ПБУ 9/99 и МСФО 18 в целом совпадают. ПБУ 9/99, также как и МСФО 18, требует раскрытия в УП порядка признания выручки.

МСФО 18 требует раскрытия суммы каждой значимой категории выручки, признанной в течение периода (выручки, возникающей от продажи товаров, от предоставления услуг, процентов, лицензионных платежей и дивидендов), а также раскрытие суммы выручки, возникающей от обмена товаров или услуг, включенных в каждую значимую категорию выручки.

В свою очередь, ПБУ требует показывать выручку по каждой категории, в случае если сумма выручки по данной категории составляет 5 и более % от общей суммы доходов орг-ии за отч. период.







Сейчас читают про: