Ахимса и религии Востока

Ахимса есть высочайший долг.

Падма Пурана, 1.31.27

У чение об ахимсе (непричинении вреда чувствующим существам) впервые было провозглашено в «Ведах», древнейших санскритских священных текстах, записанных на санскрите. Ахимса –неотъемлемая часть большинства восточных религий, в которых она считается одним из важнейших религиозных учений; вегетарианство, в свою очередь, считается основным следствием этого учения.

Ч тобы понять ахимсу и её роль в религиозной жизни Востока, следует обратиться к писаниям, которые излагают её принципы, и к традиции, которая её породила. Гипотезы о том, когда именно были составлены Веды, несколько противоречивы. Тем не менее, традиционно они датируются началом III тысячелетия до нашей эры – датировка, которой придерживаются Арнольд Тойнби и другие увлечённые исследователи религий Востока. До того, как быть записанными, Веды передавались устно от учителя к ученику, начиная, как говорит традиция, со времени сотворения Вселенной.

В едическая литература была написана на санскрите – прародителе индоевропейских языков, например, латыни, греческого, немецкого, английского. Объём этих санскритских текстов очень велик. В одной только «Риг Веде» насчитывается 1017 гимнов; «Махабхарата» (в которую входит знаменитая «Бхагават-гита») состоит из 110000 стихов. «Пураны», или ведические летописи, содержат сотни тысяч стихов; кроме этого, существует 108 Упанишад – текстов, которые суммируют философские учения Вед.

С амое замечательное в этих Писаниях – их продолжающееся воздействие на современные мировые культуры. Далеко не потерявшие актуальности, ведические учения одухотворяют общественную, этическую, философскую и религиозную жизнь миллионов людей во всём мире. Даже самые недавние движения за мир, как, например, движение Ганди против насилия в Индии и марши мира доктора Мартина Лютера Кинга в США, были вдохновлены ведическим принципом ахимсы.

Ахимса приблизительно переводится как «ненасилие». Однако в ведической традиции это слово обладает более широким значением: «Отсутствие дурных чувств по отношению к любому живому существу, при любых обстоятельствах и в любое время, называется ахимса, и это – та цель, к которой стремятся все ищущие» («Сутры Патанджали Йога», 2.30). В позднейших рукописях на языке пали также встречаются призывы к ахимсе, которая может быть достигнута с помощью братских чувств (меттачита), свободы от гнева (авера) и отвращения к злым делам (абъяпаджджа). Более того, ахимса означает запрет на произнесение ругательств (акаккаса) или слов, которые могут причинять боль (на абхисаджджана). По этому определению, ахимса подразумевает запрет не только на грубые и открытые, но и на более тонкие проявления жестокости.

«М анусмрити», один из самых известных священных текстов Индии, гласит: «Нельзя добыть мяса, не убив живое существо; раз убийство противоречит ахимсе, нужно перестать есть мясо".

В едическое учение осуждает не только тех, кто просто ест мясо. Не менее виновен, утверждают «Веды», любой, кто помогает при забое скота, разрешает его; любой, кто режет мясо, покупает, продаёт или просто готовит его. Только тот, кто никогда не совершал ни одного из этих действий, может считаться истинным исполнителем ахимсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: