Право и организация социального обеспечения
(по базовой подготовке)
Квалификация (степень) выпускника – Юрист
Форма обучения
_____________________ очная, заочная ________________
Екатеринбург, 2014 г.
УДК 5(073)
ББК 20
А 41
Аксенова В.И.
А 41 Статистика. Учебно-методическое пособие – Екатеринбург: УрГЮА, 2014.- 40 с.
Пособие содержит задачи по основным разделам дисциплины «Статистика» для подготовки к семинарским занятиям и сдаче экзамена (зачета), студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины.
Рецензент: кандидат физ. мат нау доцент Первухин Н.А.
(Уральский Государственный Медицинский Университет)
ISBN 978-5-7525-2604-6
УДК 5(073)
ББК 20
А 41
© УрГЮА, 2014
© Аксенова В.И., 2014
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….. | |
Выбор задания для самостоятельной работы …………………………………………… | |
Тема № 1. Статистическое наблюдение…………………………………………………. | |
Тема № 2. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения…………. | |
Тема № 3. Способы наглядного представления статистических данных. Графическое изображение статистических данных…………………………………………………….. | |
Тема № 4. Формы выражения статистических данных. Абсолютные и относительные величины ………………………………………………………………………………….. | |
Тема № 5. Формы выражения статистических данных. Показатели вариации и средние величины в статистике………………………………………………………….. | |
Тема № 6. Ряды динамики в статистике…………………………………………………. | |
Тема № 7. Индексы и их использование в статистике………………………………….. | |
Тема № 8. Статистическое изучение взаимосвязи между социально-экономическими явлениями…………………………………………………………………………………... | |
Тема № 9. Выборочное наблюдение в статистике………………………………………. | |
Словарь – справочник…………………………………………………………………….. | |
Вопросы к зачету по дисциплине………………………………………………………… | |
Список литературы………………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
В системе прикладных экономических наук статистика является одной из фундаментальных дисциплин. Статистические показатели используются как на государственных, так и на частных предприятиях.
Для квалификационной характеристики тех или иных явлений необходимо овладеть основами статистической методологии - сбором информации, сводкой и группировкой, расчетом относительных и средних величии, показателей вариации, индексным анализом, корреляционно-регрессионным анализом, характеристикой рядов динамики, выборочными методами сбора данных, грамотным составлением статистических таблиц и соответствующих по форме графиков.
|
|
Статистическая информация и методы исследования при широком использовании электронно-вычислительной техники являются основой обеспечения рационального, оперативного решения сложных задач экономического управления. Поэтому глубокие знания статистических методов по сбору, обработке и анализу экономической информации являются одним из непременных условий деловой квалификации экономистов, менеджеров, коммерсантов, бухгалтеров-аудиторов и юристов.
В результате изучения данного курса студенты должны овладеть навыками проведения статистического исследования.
Данные методические указания построены на современной теоретической базе и методологической основе. Они включают в себя практические задачи и упражнения по различным темам из разделов общей теории статистики.
Цель курса - научить студентов статистическому анализу социально-экономической информации.
Задачи курса заключаются в следующем:
• овладение основными понятиями, методологией и методиками расчета статистических показателей;
• обучение применению конкретных методов в зависимости от условий, способам и приемам обработки статистической информации;
• обучение способам интерпретации полученных результатов, умение видеть за статистическими показателями конкретное содержание социально-экономических явлений и процессов;
• овладение способами представления результатов статистического анализа;
• обучение студентов владению навыками проведения статистического исследования для улучшения хозяйственной, финансовой или управленческой деятельности.
Практические задания и упражнения могут решаться как на практических (семинарских) занятиях по дисциплине «Статистика», так и в ходе самостоятельной работы студентов. Оценивание результатов самостоятельной деятельности студентов по решению задач производится в соответствии с «Положением об академическом рейтинге студентов». Максимальный результат, который может быть достигнут студентом по каждому заданию или упражнению - 100%. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100%, значит какая-то часть материала им не освоена и не нашла отражения в представленном им решении задания или упражнения. Введение рейтингового механизма оценивания не отменяет существующую пятибалльную шкалу, перевод в которую студент осуществляет самостоятельно, пользуясь следующим соотношением:
0-50% - «не зачтено», «неудовлетворительно»;
51-100% - «зачтено»:
51-70% - «удовлетворительно»;
71-84% - «хорошо»;
85-100% - «отлично».
Результирующей оценкой по всем задачам или упражнениям, выполненным студентом по заданию преподавателя, является средняя оценка, также выраженная в баллах, например:
№ | Задание | Оценка. % |
Задача № 1 | ||
Задача № 2 | ||
Задача № 3 | ||
Задача № 4 | ||
Задача № 5 | ||
Задача № 6 | ||
Задача № 7 | ||
Задача № 8 | ||
Итого: |
В этом случае результирующую оценку определяем как отношение суммы всех оценок к их количеству: 599/8 = 74,9% - «хорошо» или «зачтено». Если задачи и упражнения сдаются комплексно в конце 1-го, 2-го и 3-го промежуточного среза, то преподаватель сразу выставляет результирующую оценку в процентах.
ВЫБОР ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
По табл. 1, приведены номера вариантов для самостоятельной работы. Каждый вариант содержит 9 заданий, по одному из темы. Каждая тема включает в себя 10 вопросов.
Таблица 1
Начальные буквы фамилии студента | Вариант № | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 |
А Л Х | № 1 | |||||||||
Б М Ц | № 2 | |||||||||
В Н Ч | № 3 | |||||||||
Г О Ш | № 4 | |||||||||
Д П Щ | № 5 | |||||||||
Е Ё Р Э | № 6 | |||||||||
Ж С Ю | № 7 | |||||||||
З Т Я | № 8 | |||||||||
И У | № 9 | |||||||||
К Ф | № 10 |
При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями.
|
|
1. Контрольная работа должна быть выполнена и представлена в срок, установленный деканатом.
2. В начале работы должен быть указан номер варианта.
3. Задачи нужно решать в том порядке, в каком они даны в задании.
4. Перед решением задачи должно быть полностью приведено ее условие, решение задачи от ее условия отделяется интервалом; решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами и краткими пояснениями.
5. Ко всем расчетным показателям необходимо привести формулу, расчет, ответ с указанием единиц измерения, сделать письменный вывод.
6. В конце работы следует привести список использованной литературы с указанием автора учебника, названия, параграфа, страницы.
Контрольная работа должна быть выполнена в тетради либо на сброшюрованных листах формата А-4.
На обложке контрольной работы заполняются соответствующие реквизиты: фамилия, имя, отчество студента; почтовый индекс и почтовый адрес.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ПО ВАЖНЕЙШИМ ТЕМАМ КУРСА