Рекомендации к проведению лекционных занятий

Лекции являются одним из основных источников знаний по дисциплине. Они должны способствовать возникновению и поддержанию интереса к предмету, глубокому усвоению материала и активизации самостоятельной работы студентов.

Лекционный материал по дисциплине «Линейная алгебра» должен быть построен в соответствии с программой, рабочей учебной программой дисциплины. Преподаватель должен обладать высокими профессиональными качествами лектора, иметь профессиональный язык математика, быть специалистом в области теории вероятностей, математической статистики. Он обязан четко, на доступном для восприятия уровне излагать содержание курса; обеспечивать, в случае необходимости, возможность его конспектирования; проводить анализ основных понятий и терминов. Лектор должен уметь вызывать интерес студентов к изучению дисциплины, уметь устанавливать диалог со студентами во время лекции.

Каждая лекционная тема должна быть продумана по структуре изложения, соответствовать математической логике построения дисциплины, а также отвечать требованиям наглядности и доступности. Особое внимание следует уделить раскрытию основных понятий по модулям, которые формируют профессиональный язык студента в изучении данной дисциплины.

Важным моментом является сопровождение изложения лекционного материала практическими примерами, задачами, которые значительно способствуют усвоению материала и показывают практическую значимость изучаемых тем. Особое внимание необходимо обратить также на межпредметную связь, актуальность, прикладной характер изучаемых тем, перспективам применения полученных знаний в экономической практике.

При подготовке курса следует обращаться, главным образом, к следующим видам литературы:

а) учебники и учебные пособия;

б) научная литература;

в) периодические, профессиональные издания;

г) тексты или конспекты лекций за прошлые годы;

д) другие материалы (документы обсуждения лекций на заседании кафедры, программы, рабочие планы, календарно-тематические планы лекций; календарно-тематические планы практических занятий, конспект лекций более опытного лектора и т.д.).

Лектор должен иметь свой взгляд на научное и педагогическое достоинство изложения одного и того же вопроса у разных авторов. Это окажет ему помощь в дискуссиях со студентами, более логичном, практически значимом построении курса. Лектору рекомендуется также следить за ведением конспектов лекций студентами.

Материал, используемый на занятиях (включая лекции, практические задания и проч.), должен быть подготовлен до начала семестра, в котором этот курс читается, при необходимости переработан или дополнен. Все изменения в методике и практике преподавания дисциплины и всей математики должны вовремя отслеживаться и находить свое отражение в лекционном материале.

Рекомендации к проведению практических занятий

Практические занятия по дисциплине «Линейная алгебра» выполняют значительную роль в изучении дисциплины. Практические занятия должны соответствовать учебной, рабочей учебной программе дисциплины, тематике лекционных занятий и тематике практических занятий.

Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний, полученных в ходе прослушивания лекционного материала.

На первых же практических занятиях преподаватель должен ознакомить студентов с технологической картой по дисциплине, с системой оценки участия студентов на занятиях, выполнения контрольных работ, самостоятельных заданий, системой подхода к зачету и оценки на зачете, а также ознакомить со списком учебной и научной литературы.

Планы практических занятий состоят из отдельных тем (см. примерный план практических занятий).

Каждое практическое занятие по дисциплине включает следующие элементы:

  • цель и план проведения занятия;
  • теоретические вопросы, повторение основных понятий и формул, необходимых для усвоения темы занятия;
  • закрепление теоретических знаний по теме при анализе и решении ключевых задач;
  • задачи по теме для решения в аудитории и для самостоятельного решения и т.д.);
  • задачи повышенной сложности, творческого характера, практического значения и т.д.
  • список литературы по теме для подготовки к практическому занятию.

Преподавателю, ведущему практические занятия за лектором, рекомендуется использовать следующие основные формы записи на занятиях: тема и цель занятия, план (простой или развернутый), выписка основных формул по теме занятия из лекций или других учебных источников, алгоритмы решений ключевых задач, задачи для самостоятельной работы.

Преподаватель должен:

  1. умело пользоваться лекционным материалом, учебной и научной литературой;
  2. иметь профессиональный язык, владеть логикой построения и развития практического занятия;
  3. продумать постановки таких вопросов по теме практического занятия и по ходу решения задач, которые вызовут интерес студентов;
  4. уметь создавать и разрешать проблемные ситуации для активизации работы студентов на занятии;
  5. адекватно оценивать работу каждого студента в конце занятия.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Линейная алгебра» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины.

Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:

- выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;

- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;

- активное участие слушателей в учебном процессе;

- проведение практических занятий, способствующих приобретению навыков практической работы;

- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала в форме устных и письменных опросов на практических занятиях, проведении контрольных работ. При этом могут использоваться контрольные вопросы, тестовые задания.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен в 1 семестре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: