Центральные новообразования

На фоне развития ведущей деятельности происходит раз­витие центральных новообразований возраста, охватываю­щие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функ­ций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особеннос­ти: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «авто­номные» моральные взгляды, суждения и оценки, незави­симые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчи­вость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребен­ком идеал означает наличие у него постоянно действующе­го мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л.И. Вожович). Центральные новообразования: абстрак­тное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новооб­разованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Под­росток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оцен­ках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстни­ками и взрослыми.

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в раз­витии взрослости у подростка:

  • подражание внешним проявлениям взрослых (стрем­ление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
  • » ориентация на качества взрослого (стремление при­обрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);
  • взрослый как образец деятельности (развитие соци­альной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, за­боты о других людях и др.);
  • интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных ин­тересов, поиск новых видов и форм социально значи­мой деятельности, которые способны создавать усло­вия для самоутверждения современных подростков) [19. С. 302].

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: