а) Ребенок испытывает чрезмерную чувствительность к качеству сенсорных впечатлений и собственному соматическому состоянию:
— имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи, не принимает новых или незнакомых блюд, отказывается их принимать;
— не любит расставаться с привычной одеждой;
— боится перепадов температуры, пищу принимает только той температуры, к которой привык;
— не сможет заснуть в непривычной обстановке;
— часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей боли,
— быстро устает, невынослив, часто жалуется на усталость;
— часто испытывает немотивированный страх за собственное здоровье;
— испытывает страх темноты, одиночества, высоты, незнакомых людей и обстоятельств.
б) Ребенок испытывает дискомфорт в нестабильных, меняющихся обстоятельствах:
— с трудом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям в нем;
— с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу;
— не любит перемен, новых впечатлений, не стремится к ним;
|
|
— капризничает, отказывается от работы или проявляет агрессию при переключении на новый вид деятельности.
в) Ребенок испытывает трудности и дискомфорт во взаимодействии и общении с другими людьми:
— не склонен к сотрудничеству, особенно, если оно протекает в непривычных для ребенка обстоятельствах;
— имеет низкую коммуникативность;
— испытывает чрезмерную потребность во внимании и одобрении;
— излишне привязан к людям, жалеющим его;
— имеет склонность к защитным, компенсаторным реакциям и, в случаях отрицательной оценки его деятельности, наказаний, раскачивается, сосет палец, теребит предметы и т.д;
— часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет таких же, как он, приятелей.
г) Проявляет ряд особенностей в поведении:
— имеет часто пониженное настроение;
— раздражителен, ворчлив;
— неуверен в собственных действиях, требуется значительная стимуляция для того, чтобы ребенок продолжил неудавшееся дело;
— имеет низкую самооценку;
— чувствителен к ритмическим впечатлениям, любит музыку.