Используется, начиная с 3-летнего возраста, верхний диапазон не ограничен, зависит о сложности предъявляемого узора.
Методики для исследования невербального и вербально-логического мышления (Методи-ческий инструментарий должен быть представлен для исследования каждой характеристики речемыслительной деятельности как в вербальном, так и невербальном (в виде изображений) плане. Желательно, чтобы тестовые материалы были доступны для детей от 3,5--летнего возраста (в основном невербальные материалы), от 6-7-летнего возраста - материалы, представленные в вербальном плане):
— установление логических связей и отношений между понятиями (подбор парных аналогий, простые и сложные аналогии);
— исследование сформированности обобщающих операций (выделение существенных признаков, исключение понятий, исключение предметов — «4-й лишний»);
— понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом, понимание прочитанных текстов, сюжетных картин, составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом (серии из3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок).
|
|
Методики для исследования сформированности пространственных и квазипространст-венных представлений (Традиционно рассматриваемое в контексте нейропсихологического и логопедического исследования нами выделяется в самостоятельное исследование, необходимое для оценки сформированности пространственных представлений как одной из базовых составляющих психического развития. Комплект тестовых материалов этого раздела представлен в [8]):
Исследование пространственных и квазипространственных (лингвистических) представлений проводится в логике их формирования в онтогенезе и ориентировано на детей от 2,5 до 7-8-ми лет.
Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоцио-нально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка
Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга Модифицированный вариант для детей от 4 до 14-ти лет.
Детский личностный вопросник Р.Кеттела (CPQ) Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника для детей 8-12 лет.
Методика СОМОР
Методика субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР) (для детей 3,5-12-ти лет).
Детский апперцептивный тест (САТ.) Вариант для детей от 3 до 10 лет.
Методика «Контурный (САТ. — Н) Модифицированный вариант для детей 3—10 лет.
Рисованный апперцептивный тест (PAT) Используется для детей предподросткового возраста (10-14-ти лет).
Методика «Рука»:
— модифицированный вариант теста «Рука» Э.Вагнера для детей 4,5- 11-ти лет;
— вариант для детей от 12 лет (изд. «Иматон»),