Тема 5. Особенности менеджмента в малом бизнесе

  1. Роль менеджмента в малом бизнесе
  2. Организация управления
  3. Стиль и методы руководства

Малый бизнес, как отмечалось, действует в условиях неустойчивости среды.

В этих целях менеджер не только сам должен быть предпринимателем, но и стремиться культивировать дух предпринимательства на предприятии, в коллективе, создавая атмосферу подлинно творческой деятельности, давая простор для использова­ния индивидуальных способностей каждого сотрудника.

Малое предприятие, рассчитывающее не только на выживание, но и на успешную деятельность, должно иметь предпринимательское управление, т. е. менеджера не просто с хорошими качествами руководителя, но и обладающего достоинствами предпринимателя, творческим отношением к делу, проявлением инициативы, постоянным стремлением к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей и, что особенно важно, постоянной готовностью к риску и изысканию способов его преодоления.

Все менеджеры имеют один и тот же круг функций. Они занимаются планированием, организацией, координацией, мотивацией и контролем.

В организации, ориентированной на результат, менеджер должен проявить следующие качества:

• иметь широкое общее представление о положении за рамками своего предприятия,
осознавать изменения во внешней среде и возможности их использования;

чуткость к ситуации внутри и вне организации;

• творческий подход и умение мотивировать как самого себя, так и персонал в целях
достижения результатов;

• желание и способность сотрудничать;

• понимание результатов, а также умение планировать и выполнять планы.

• способность идти на риск.

• положительное отношение к работе, себе, коллегам;

• способность принимать решения;

• готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития
предприятия и персонала.

Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе:

• размер предприятия (численность работающих);

• состав работающих;

• организационная структура предприятия;

• отрасль деятельности;

• ассортимент продукции (услуг);

• форма собственности;

• особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг.

Чуть ли не половина создаваемых предприятий приходится на небольшие, с численностью работающих до 20 человек. Как правило, функции управления в них берет на себя руководитель, полагая, что их лучше выполнять самому, чем перепоручать другим.

Однако такой расчет не всегда оправдан. Отказ от делегирования полномочий (или их части) влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах работы предприятия. К тому же руко­водителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой фирмы, но и смотреть вперед, видеть перспектив ее деятельности. Поэтому целесообразно потратить определенное время на обучение подходящего для этого работника и де­легировать ему полномочия, чем постоянно выполнять эту работу.

Задача менеджера (руководителя фирмы) включается в том. чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного предприятия определить оптимальною систем}' управления в целях достижения успеха.

2. Организация управления

Организация управления предполагает решение следующих вопросов:

• создание структуры предприятия;

• распределение полномочий;

Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, т. е. структура меняется тогда, когда меняется стратегия.

Проектируя структурные элементы новой организации, нужно ответить на четыре вопроса:

• Каковы основные компоненты организации?

• Какие компоненты нужно соединить, а какие обособить?

• Какого размера и какой формы должны быть компоненты'?

• Как их разместить и какие между ними должны быть отношения?

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства.

Организационная структура малой фирмы может выглядеть, например, так, как показано на рис.1.

        Президент фирмы (владелец)      
       
               
Управляющий магазином   Управляющий по сбыту (владелец)   Управляющий офисом (владелец)

Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм, - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Жизнеспособными сегодня оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.

Иными словами, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение сто адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: