Концентрация - форма организации промышленности, которая находит выражение в увеличении размеров промышленного производства; сосредоточении рабочей силы, оборудования, перерабатываемых матёриально-сырьевых ресурсов; характеризуется увеличением выпуска продукции.
Формы концентрации промышленного производства:
- увеличение выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);
- увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
- развитие концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты).
Краткая характеристика видов концентрации производства
Агрегатная. Проявляется в увеличении единичной мощности оборудования, повышении производительности машин и агрегатов, доли крупных агрегатов в суммарной мощности по выпуску соответствующей продукции.
Технологическая. Заключается в увеличении размеров технологически однородных производств, что связано с возрастанием доли крупных производств (цехов) в общем объеме выпуска данной продукции.
Заводская. Представляет собой увеличение размеров предприятия. Она может базироваться как на технологической концентрации, так и на возрастании количества производств в составе предприятия.
Организационно-хозяйственная. Создание производственных объединений.
Схема взаимосвязи показателей оценки уровня концентрации производства.
Уровень абсолютной концентрации
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий через систему показателей:
- среднегодовая стоимость основных производственных средств
- среднесписочная численность работающих
- выпуск продукции за год в натуральном или в стоимостном выражении
- объем перерабатываемого сырья
- мощность энергоустановок и количество потребленной электроэнергии
- занятые производственные площади и др.
Уровень относительной концентрации
Относительная концентрация характеризует распределение общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера через показателей:
-доля отдельного предприятия в выпуске продукции данного вида в целом по отрасли.
-доля предприятия на рынке продаж и др.






