Понятие, формы и показатели уровня концентрации производства

Концентрация - форма организации промышленности, которая находит выражение в увеличении размеров промышленного производства; сосредоточении рабочей силы, оборудования, перерабатываемых матёриально-сырьевых ресурсов; характе­ризуется увеличением выпуска продукции.

Формы концентрации промышленного производства:

- увеличение выпуска однородной продукции (специализированные предпри­ятия);

- увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

- развитие концентрации на основе комбинирования производства (предприя­тия-комбинаты).

Краткая характеристика видов концентрации производства

Агрегатная. Проявляется в увеличении единичной мощности оборудования, по­вышении производительности машин и агрегатов, доли крупных агрегатов в суммар­ной мощности по выпуску соответствующей продукции.

Технологическая. Заключается в увеличении размеров технологически однород­ных производств, что связано с возрастанием доли крупных производств (цехов) в общем объеме выпуска данной продукции.

Заводская. Представляет собой увеличение размеров предприятия. Она может ба­зироваться как на технологической концентрации, так и на возрастании количества производств в составе предприятия.

Организационно-хозяйственная. Создание производственных объединений.

Схема взаимосвязи показателей оценки уровня концентрации производства.


Уровень абсолютной концентрации

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий через систему по­казателей:

- среднегодовая стоимость основных производствен­ных средств

- среднесписочная численность работающих

- выпуск продукции за год в натуральном или в стоимостном выражении

- объем перерабатываемого сырья

- мощность энергоустановок и количество потребленной электроэнергии

- занятые производственные площади и др.

Уровень относительной концентрации

Относительная концентрация характеризует распределение общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера через показателей:

-доля отдельного предприятия в выпуске продукции данного вида в целом по отрасли.

-доля предприятия на рынке продаж и др.




double arrow
Сейчас читают про: