Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности

Определение права собственности как субъективного права полностью относится и к праву государственной и муниципальной собственности. Собственник и в первом и во втором случае осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Правомочия собственника, как и в рассмотренных выше случаях, также ограниченны, что вытекает из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Особенность здесь в том, что собственник — государство само определяет правовой режим принадлежащих ему имуществ.

В составе государственной и муниципальной собственности различают имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений как юридических лиц, не связанных непосредственно с казной.

В нынешних условиях непосредственное участие субъектов права государственной и муниципальной собственности в осуществлении этого права имеет место при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при распоряжении унитарными предприятиями.1

Под приватизацией понимается отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Объекты приватизации:

Ø предприятия и другие имущественные комплексы;

Ø здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

Ø земельные участки;

Ø жилые помещения;

Ø акции открытых акционерных обществ.

Субъекты приватизации:

1. В качестве продавца (отчуждателя) должен выступать публичный собственник (его органы или подобранные ими юридические лица.

2. В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25% (см. п.1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря

1 См.: Гражданское право. Учебник. Ч.1/Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1996. с. 379- 394.


2001 года №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). (В роли покупателей не могут выступать также и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица).

Способы приватизации:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления


цены;


9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в


уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (см. ст. 15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества).

Как уже отмечалось имущество, оставшееся публичной собственностью, в своем большинстве передается унитарным предприятиям, то есть юридическим лицам, созданным на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Права собственника имущества унитарного предприятия:

1. Принимает решение о создании унитарного предприятия.

2. Определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия.

3. Дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.

4. Определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.

5. Утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения.

6. Принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию, утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия.

7. Формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

8. Назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством.

9. Согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора. 10.Утверждает бухгалтерскую отчетность и другие отчеты унитарного предприятия.

11.Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законом, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.

12.Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

13.Утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.


14.Дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия.

15.Дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах.

16.Дает согласие в случаях, предусмотренных законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.

17.Принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

18.Имеет другие права, определенные действующим законодательством.

Собственник имущества казенного предприятия (созданного на праве оперативного управления имуществом) дополнительного вправе:

- изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия. 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: