Значение позитивизма и неопозитивизма для становления философии науки

Позитивистская модель развития науки. В своем развитии позитивизм прошел несколько этапов. Первый позитивизм – основатель О.Конт является родоначальником позитивизма, его главный труд «Курс позитивный философии». Словом «позитивный» он назвал «положительное, точное, полезное» знание.По Конту в своем историческом развитии общество проходит следующие стадии:

1) Теологическую – господство религиозных миров;

2) Метафизическую – философия пришла на смену религиозных миров в лице Гегеля, но Гегель это 17 в., а позитивизм появился в 19 в. В это время бурно развивалась наука и поэтому метафизическая (филос.) стадия себя исчерпала и наука становится 3 стадией (позитивной);

3) Позитивная (научная) – он утверждал, что позитивная должна сменить предыдущие 2 стадии и вытеснить их. При чем сначала это происходит с науками общими, а затем с зависимыми. Кроме того, Конт занимался классификацией наук. Он мыслил о классификации наук как о взаимодействии наук. Классификацию он строил на основе метафизической науки. Все науки он делил на 2 большие группы: теоретические и прикладные. Теоретические: абстрактные и конкретные. Абстрактные науки он располагал в порядке от общего к частному: математика, теоретическая астрономия, физика, химия, физиология, социология. Последняя была детищем Конта и сам термин выдвинут им. Он считал, что социология объединяет все науки об обществе. Философию он искал как явление, утверждая, что каждая наука сама по себе философия. Философия должна заниматься систематизацией научного знания.

Следующим представителем первого этапа развития позитивизма был Милль. Самое главное его достижение – его эволюционная теория. Он был представителем субъективного идеализма. Главный его труд – «Система логики: силлогистической и индуктивной». Он считает себя продолжателем учения Бэкона об индукции. Он утверждал, что индукция – общий принцип построения научного знания от частного к общему. Милль отстаивает метафизический метод и продолжает идею Юма (агностик – непознаваемость мира) и доказывает, что необходимость и регулярная последовательность событий – это одно и то же, поэтому знание последовательности явлений – это единственное доступное для нас знание. Никакой индуктивный метод не способен проникнуть в сущность вещей.

Третьим представителем был Г.Спенсер. он также как и Конт считал, что цель научного познания – описывать явления. Занимаясь классификацией наук, он использовал эволюционный метод, при чем эволюцию он понимал как непрерывной перераспределение материальных частиц и их движения. В результате чего происходит 2 процесса: 1 – соединение или интеграция частиц и рассеивание движения, что порождает равновесие – прогресс; 2 – рассеивание частиц и концентрация движения – регресс.

Следующая идея – примирение науки и религии. Для этого он вводит понятие «Сила» или «Мощь». Понятие Мощь/Сила он прямо не называет Богом. Он считает, что материя движения и сила являются символом Вселенной. Это потусторонняя сила, поэтому она отдана на откуп религии. По сути дела он исповедует агностицизм и в целом первый позитивизм пытается полностью изолировать от философии и стоит на идее субъективного идеализма и агностицизма.

Второй позитивизм – эмпириокритицизм или махизм. Он возник в последнее десятилетие 19 в. под влиянием революционных открытий в естествознании. По сравнению с 1м позитивизмом это более последовательная идеология – последовательный позитивизм. Если 1й позитивизм утверждал, что познание ограничено нашими ощущениями, а естествознание принимает окончательные вечные истины, и по большему счету 1й позитивизм совпадает с научным материализмом, то 2й позитивизм чистой воды идеализм. Основной лозунг – Материя исчезает. Основоположники 2го позитивизма – Р. Авенариус, Э. Мах не ограничивают себя философской деятельностью. Что касается Авенариуса, он был психофизиологом. В 70-80 19 в. он создал свое философское учение «Эмпириокритицизм» - критика опыта. Источниками его взглядов были учения Беркли и Юма – субъективные идеалисты. Под воздействием их агностического учения он пытается истолковать новые учения в 1895 г – открытие атома, рентгеновские лучи. Его учение состоит из 3 частей:

1) Программа «очищение опыта»

2) Теория нейтрального элементарного опыта;

3) Принцип экономии мышления.

Он написал «Критика чистого опыта». Задача философии – очистить опыт от всех видов объективности. Авенариус исходил из предпосылок «Принципиальная координация» субъекта и объекта, и неразрывность Я и МИРА. Мир дан только в принципиальной координации как опыт. Поэтому мышление нужно освобождать от некоторых оценочных компонентов: эстетики, этики. Он делит антропоформы на: мифологические, антропологические, интеллектуальные. Авенариус расходится с Кантом. Кант считает, что научное познание строится на априорных врожденных категориях. Авенариус считает, что все они должны быть устранены. Т.о. чистый опыт – это содержание человеческого сознания, очищение объективной действительности как его источника.

Мах мыслил в том же духе, суть его труда «Теория элементарного мира» - все, что существует – ощущения. Ощущения называются элементами: физическими и психическими. Любая вещь – комплекс элементов. При чем элементность не психических, не физических, а их связь.

Под физическим он понимает совокупность чувств, ощущений и восприятий, существующих в пространстве для всех. А психические – для меня.

Субъективный идеализм Маха так оценивает научное познание: познание должно быть на службе практических интересов, способность приспосабливаться человека к среде, истина не бывает объективной, она зависит от человека, его способностей. Истина целесообразна, она помогает человеку добиться своей цели. Он считает, что средства достижения знания являются наблюдение и интуиция, а познание – разговор ощущений. В конечном итоге Мах сыграл большую роль для развития позитивизма.

П. Дюгем, который разработал концепцию физической теории – фр. Физик, теоретик. Он дает полную классификацию физических теорий. Он считает, что существует теоретическое объяснение и теоретическое понимание. Он занимается проблемой классификации наук. Он говорит, что физическая теория описывает и объясняет экспериментальные законы. Он считает, что физическая теория создается с целью экономии мыслей. Кроме того она классифицирует экспериментальные законы и делит их на группы.

А. Пуанкаре знаменит принципами конвенциализма: наука не отражает реальности, которая не зависит от наших ощущений. То, что мы называем объективной реальностью – это то, что присуще многим мыслящим существам. Законы природы на самом деле не объективные, а результат согласий ученых – конвенция. Он предлагает 2 фактических порождения конвенции:

1. Оно выбирается на основе полезности и удобства;

2. Конвенционное положение должно быть не взаимопротиворечивым, т.е. очевидным.

Поэтому конвенцию субъективно устанавливает ученый. Развитие науки у Пуан-Каре довольно противоположно. Прогресс научного знания сочетает в себе объединенные знания, открытые новыми связями. Основная форма научного познания – гипотеза.

Третий позитивизм – неопозитивизм, аналитическая философия. Возник в 20-е 20 в. как попытка решить вопрос о взаимоотношении философии и науки. Начало 3 этапу положил Венский кружок. М.Шлих – австрийский физик, теоретик. Члены кружка: Л.Видгенштейн, Р.карнап, Б.Арассел. Исторически первой формой был логический позитивизм. В центре внимания логического позитивизма была проблема значения и научного утверждения. Философия не имела своего утверждения, т.к. она сводилась к анализу естественных и искусственных языков, не содержательная наука о чем-либо. Философия познания преследует 2 цели: 1 – изъять из науки все имеющие смысл утверждения, при этом используется неправильное употребление понятий и нарушение логических правил. Философия пытается построить логические модели. Логический позитивизм спекулировал на реальной потребности, которую поставила неоклассическая наука, пытался осмыслить, что такое научное утверждения; можно ли опытным путем проверить теоретическое положения.

Все высказывания можно разделить:

1) Логико-математические (аналит. Категории), которые носят конвенционный характер;

2) Эмпирические категории (синтетич.)

3) Метафизические (научно не осмысленные)

1 и2 группа являются научными категориями, а 3 надо изъять из научного обихода. В качестве критерия отбора на научность вводится принцип верификации знания – истина., сформулированное Видгенштейном: «верификация – это установление истинности всякого утверждения путем сопоставления с чувственными данными».

Р.Карнап был представителем неопозитивизма, немец по происхождения, жил в Америке.Он был 1 из представителей Венского кружка, потом начал отклоняться от их позиций. Предметом философии науки он считал, должен стать анализ структуры знания, которое он обрабатывает при помощи метода математической логики. Начал исследовать язык повседневной жизни, отказался от принципа верификации – подвергает язык знания чувственным данным, и считал, что предметом философии должен стать принцип согласованности: т.е. данные сегодняшнего дня должны быть согласованы и не противоречить вчерашним.

Другим представителем был Б.Рассел – англичанин, аристократ, окончил Кембридж, лауреат нобелевской премии в области литературы, автор манифеста «Рассела-Эйнштенйа» - положил начало движения ученых за мир. Заложил основы философской проблемы математике. Разработал программу логицизма – ни одна аксиома не должны приниматься на веру, необходимо вывести самые простые идеи и на их основе выявить основные законы логики. Он считал, что аналитический метод должен стать основным методом для философии: нужно расщепить сложные идеи на простые, т.е. на атомарные факты. Основной труд «Человеческое познание, его формы и границы». В этом труде он критикует идеализм и религию. За этого его очень любят в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: