Возрождение ислама и перемены в экономической и социальной жизни вызвали мощное просветительское движение среди татар. Постепенно в татарском просвещении выделились два относительно самостоятельных направления: религиозное и светское.
Главным из них на всем протяжении XIX столетия оставалось религиозное образование и просвещение. Роль ислама в социокультурной и духовной жизни татарского общества непрерывно возрастала. Были построены многие сотни мечетей, с непременным мектебе и медресе при них, подготовлены тысячи имамов и мударрисов. Весьма внушительных масштабов достигли печатание и распространение религиозной канонической и учебной литературы.
Данные за 1853—1858 годы: казанские типографии Университета,
Факт I Людвига Швеца, Рахимжана Саитова растиражировали: 82 300 эк-
земпляров Корана, 165 900 экземпляров книги для мектебе «Иман
шарты».
Вместе с тем внутри религиозного направления возникли серьезные проблемы. Некоторые имамы, получившие богословское образование в ведущих исламских научно-учебных центрах того времени — в Бухаре и Самарканде, стали выражать критические мысли относительно состояния как исламского учения, так и исламского образования. Среди таких широко образованных и са-
мостоятельно мыслящих имамов следует назвать Габдряхима Утыз-Имяни (1756—1836), Габденнасы-ра аль-Курсави (1776— 1812), Шигабутдина Мард-жани (1818—1889).
Они одними из первых
среди мусульманских бого
словов России смело под
нялись на борьбу против
схоластики и религиозного
фанатизма, царивших как Казанский университет
в среде местного духовенства, так и в большинстве исламских медресе Бухары и других среднеазиатских городов.
В своем труде «Руководство для слуг Господа», написанном во время пребывания в Бухаре, Г. Курсави выступил против уле-мов и каламистов, повинных в схоластическом и мистическом толковании догматов веры, в преследовании всякого свободомыслия и творческого подхода в вопросах веры. Он отрицал аксиоматическую ценность таклида, в соответствии с которым не признавалось право современников на творческие поиски, утверждалась необходимость беспрекословной веры признанным авторитетам прошлого, слепого следования традициям и заветам древних.
Г. Курсави в противовес таклиду выдвигал принцип иджти-хада, то есть индивидуального творческого толкования догматов веры, доступного, по его мнению, всем мусульманам, а не только избранной «касте» знатоков-улемов. Одновременно он считал, что необходимо предоставить каждому исламскому ученому право давать собственное толкование Корана и хадисов в поисках правильного ответа на любой частный вопрос.
Новаторские идеи и высказывания Курсави вызвали крайнее раздражение и недовольство бухарских улемов, а также эмира Бухары, и он вынужден был покинуть Среднюю Азию.
Вернувшись на родину, в село Курса, имам Габденнасыр попытался реализовать свои идеи об обновлении исламского вероучения и образования, работая учителем в местной медресе. Он преподавал своим ученикам не только основы ислама, но и математики, географии, истории.
Однако новаторская деятельность Г. Курсави вызывала подозрение и недовольство остального духовенства, пребывавшего в плену старых догм и религиозного фанатизма. Последователей у него не было. Тем не менее идеи Курсави не пропали даром, они будоражили мысль и явились теми зернами, из которых в дальнейшем выросла передовая общественная мысль российского мусульманства.
Правительство Екатерины II нуждалось не только в имамах, лояльных к Российской империи и готовых проводить интересы
империи на ее юго-восточных границах, но и в образованных, светских людях из местного населения, которые могли бы выполнять разнообразные функции государственного управления, влиться в ряды быстро растущего российского чиновничества. Имея в виду именно это, правительство распорядилось с 1769 года обучать при Казанской гимназии татарскую группу.
Великий ученый-математик, ректор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792—1856) |
Учителем-наставником этой группы назначили известного и уважаемого человека Сагита Хальфина (1732— 1785), бывшего в 1767—1768 годах членом Уложенной комиссии. Ему пришлось начинать преподавательскую деятельность буквально с нуля. Не было ни учебников, ни словарей татарского языка, ни методических пособий. Сагит Хальфин сам написал и опубликовал «Азбуку татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778 год). Он также составил словарь татарского языка, включавший около 25 тысяч слов. Число детей-татар в гимназии было невелико: 15—20 учеников. И все же деятельность С. Хальфина имела большое значение для развития светского образования среди казанских татар, для приобщения их к русской культуре и русскому языку. Его имя вошло в историю татарского просвещения еще и тем, что он явился родоначальником целой династии педагогов и ученых Хальфиных.
Дело отца продолжил сын Исхак Хальфин. Кроме преподавательской деятельности в гимназии, он занимался переводами государственных актов Российской империи на татарский язык. В частности, перевел «Устав управы благочиния», «Учреждение о губерниях» и другие законоположения.
Представитель третьего поколения Ибрагим Исхакович Хальфин (1778—1829) к работе в Казанской гимназии приступил в 1800 году. Спустя четыре года Указом императора Александра I был открыт Казанский университет. Молодого, образованного учителя пригласили в университет в качестве лектора по татарскому языку. Здесь он вел не только преподавательскую, но и плодотворную научную деятельность. В 1809 году он публикует учебную книгу «Азбука и грамматика татарского языка». Серьезно занимался Ибрагим Хальфин также проблемами истории. Он издал труд Абулгази «Родословная тюрков». А в 1822 году вышел труд И. Хальфина «Жизнь Чингисхана и Аксак-Тимура». Его избрали адъюнкт-профессором Казанского университета (1823).
Казанский
Гостиный двор.
Литография
В. С. Турина
1830-х годов
Открытие Казанского университета имело огромное значение для культурного развития татарского населения. Среди студентов университета стали появляться и представители татарской молодежи. В первые десятилетия существования университета их было очень мало, буквально единицы. По данным С. М. Михайловой, в 1840—1860 годах в Казанском университете обучалось до 30 татар и башкир.
Среди выпускников Казанского университета были: выдающийся просветитель, ученый, педагог Каюм Насыри (1825— 1902), видный ученый, реформатор Хусаин Фаизханов (1828— 1866), известный врач, просветитель Ханяфи Батыршин и другие.
В первой половине XIX века в местах компактного проживания татарского населения делались также шаги к открытию начальных и средних учебных заведений светского характера, с обучением детей татар русскому языку. Известен такой факт: в 1821 году некий М. Ниязов в Астрахани пытался открыть подобное училище. Однако его попытка потерпела неудачу из-за сильного сопротивления местного мусульманского духовенства.
В царствование Николая I (1825—1855) вновь усиливается миссионерская деятельность русской православной церкви среди инородцев, в том числе и татар. При этом широко используется опыт новокрещенских школ XVIII века. Большое внимание уделяется использованию национальных (родных) языков в этих школах. Христианские религиозные тексты переводятся на татарский язык.
Первый перевод катехизиса на татарский язык был опубликован в 1803 году. Преподаватель Казанской духовной академии А. Трояновский в 1816—1826 годы издал татарскую грамматику и словарь татарского языка. Приобщению татар к русскому духовному миру, к православной вере должно было служить и издание татарской газеты, с проектом которого выступил в 1834 году М. Никольский. Однако власти не решились на этот шаг.
Другим средством обращения татар в христианство оставалось материальное вознаграждение. Решением Сената от 25 июля 1849 года инородцам, обращенным в христианство, давались привилегии: пожизненное освобождение от уплаты подушной подати, освобождение от всех других налогов на 6 лет и денежное вознаграждение от 15 до 30 рублей серебром на человека, плюс 30 рублей — на семью.
В том же году постановлением Государственного совета, одобренным Николаем I, были ограничены права Духовного управления мусульман в назначении имамов и контроле за их деятельностью. Соответственно усиливались контрольно-распорядительные функции органов царской администрации.
Для ограждения крещеных татар от нежелательного влияния односельчан-мусульман было приказано переселить их в деревни с русскими православными жителями. Это создавало дополнительные бытовые и психологические трудности для переселяемых.
Принимались также меры по усилению антимусульманской пропаганды. С этой целью в 1854 году в Казанской духовной академии было открыто антимусульманское отделение.
Однако указанные меры, предпринятые властями и православной церковью, не дали, как и в предыдущем столетии, ожидаемых результатов. За период с 1852 по 1867 год в Казанской губернии из 12 129 новокрещеных татар вновь вернулись к исламу 10 526 — почти 87 процентов. Из 19 016 старокрещеных вернулись 3251. Подобная же картина наблюдалась в соседней Симбирской губернии: из 2667 новокрещеных к исламу вернулись 2532 — почти 95 процентов.
Таким образом, первая половина XIX века была временем напряженных творческих исканий передовых представителей татарского народа, направленных на обновление системы национального образования, всей культурной и духовной жизни общества.
§ 38. Социально-экономическое развитие в пореформенную эпоху
В середине и второй половине XIX столетия в экономическом укладе России происходили глубокие изменения. В 30—40-е годы начался промышленный переворот. В 1861 году было отменено крепостное право. Это открыло широкий простор для формирования новых, капиталистических отношений как в городе, так и в деревне, способствовало значительному ускорению социально-экономического развития.
Татарское население России, разумеется, не осталось в стороне от названных процессов. Проникновение товарно-денежных отношений в деревню привело к имущественному и социальному расслоению татарского крестьянства. Большая часть его страдала от нищеты и малоземелья. Земельный голод в татарской деревне ощущался острее, чем в великорусской. На одно хозяйство крестьянина-татарина в Казанской губернии приходилось в 1,5—2 раза меньше пахотной земли, чем на хозяйство крестьянина-русского. Доля безлошадных семей в татарских деревнях достигала 34—35 процентов.
Чтобы выжить в этих тяжелых условиях, крестьянам приходилось заниматься различными промыслами — изготовлением тюбетеек, шапок, валенок, шуб и тулупов из овчины и другими. Широкое распространение получает отходничество. Многие молодые татары в поисках заработка уходили на зимнее время в города, нанимались там к богатым людям, купцам, заводчикам в качестве чернорабочих, грузчиков, дворников, истопников и т. д. Эта категория людей в народе получила название «зимогоры» («зиму горевать»), об их нелегкой доле складывались песни.
Масштабы отходничества были
весьма велики. За 1891 —1900 годы
в Казанской губернии численность
отходников составила 148 тысяч че
ловек. Многие из них уехали дале
ко от родных мест — на Урал, в
Донбасс, Баку, постепенно осели
там, превратившись в профессио
нальных рабочих. К началу XX
века численность рабочих-татар по
всей РОССИИ достигала уже 150 ТЫ-
Золотопромышленник Шакир
СЯЧ человек. Рамиев (1857—1912)
Если большинство татарских крестьян, не говоря уже о рабочих, влачили жалкое существование, то богатства национальной буржуазии неуклонно росли. В пореформенное время богатые татарские купцы основали десятки акционерных обществ и торговых домов. В качестве примера назовем акционерное общество «Волжско-Илецкое стекольное товарищество», созданное Сайда-шевым и Субаевым. Оно работало весьма успешно, принося своим владельцам высокие прибыли.
Выдающиеся качества предпринимателя нового склада продемонстрировал купец из Оренбурга Мухаммед-Садык Рамиев, получивший в аренду на 99 лет у правительства большие золотые рудники в Уральских горах. Ему удалось образцово поставить дело и добиться его высокой прибыльности. После смерти Му-хаммед-Садыка золотые рудники перешли к его сыновьям Шаки-ру (1857—1912) и Закиру (1859—1921). В начале XX века Рами-евым принадлежало около 20 приисков на Южном Урале.
Братья Рамиевы были на рубеже XIX и XX веков не только одними из самых богатых людей среди татар, но и активно участвовали в общественной и культурной жизни российских мусульман. Младший из братьев, Закир, занимался поэтическим творчеством и заслуженно завоевал признание как один из лучших национальных поэтов, выступая под псевдонимом Дэрдменд.
Продолжали разрастаться владения суконного фабриканта Ти-мербулата Акчурина, о котором уже рассказывалось. В 1892 году он, вместе с братом Ибрагимом (1859—1933) и сыном Хасаном (1855—1916), основал Товарищество Старо-Тимошкинской суконной фабрики. Спустя 3 года — новое, еще более крупное дело: рождается «Торгово-промышленное товарищество Тимербулата Акчурина». Оно располагало капиталом в несколько миллионов рублей.
У семьи предпринимателей Акчуриных наблюдалась та же тенденция, которая отмечалась и у династии золотопромышленников Рамиевых: растущий интерес к национальной культуре, к общественной жизни своего народа и всей России, стремление внести свой вклад в социокультурное и этнокультурное развитие российских татар, всего мусульманства. Так, Хасан Тимербула-тович Акчурин собрал уникальный исторический материал (коллекции монет, холодного и огнестрельного оружия, древние рукописи и т. д.) и богатейшую библиотеку, в которой были книги на многих языках мира. Известно, что в 1908 году (по другим данным, в 1909 году) в доме Хасана Акчурина гостил великий татарский поэт Габдулла Тукай.
Сын Акчурина Юсуф (1879—1935) получил юридическое образование в Париже. После возвращения в Россию в 1905 году включился в общественно-политическую жизнь российских мусульман. Юсуф Акчура явился одним из создателей и руководителей мусульманской партии «Иттифак». Более подробно об этом будет сказано ниже.
Весьма видное место в российском предпринимательстве конца XIX—начала XX века занимали торгово-промышленные фир-
Семья богатого казанского купца. Казань. 1910 год
мы Апанаевых, Губайдуллиных, Сайдашевых, Субаевых, Утямы-шевых в Казани, Дебердеевых в Пензенской губернии, Яушевых в городе Троицке Оренбургской губернии и других.
К 1890 году татарские предприниматели имели в собственности в европейской части страны 76 промышленных предприятий.
В последующем экономическое могущество татарской буржуазии продолжало неуклонно возрастать. В 1913 году предприниматели-татары владели уже 141 промышленным предприятием с числом работающих 12 тысяч человек и 154 торговыми домами.
Крупнейшим среди последних был торговый дом оренбургских (каргалинских) купцов Хусаиновых. Капитал этого дома превышал 1,2 миллиона рублей. Во главе его стоял купец 1-й гильдии Ахмет Хусаинов, его компаньонами были братья Габ-делгани и Махмут Хусаиновы. Торговый дом Хусаиновых вел широкую торгово-посредническую деятельность с казахскими областями, Средней Азией, имел свои торговые представительства и магазины в Казани, Нижнем Новгороде, Москве.
Убыстрились темпы формирования национальной интеллигенции.
По данным Всеобщей переписи населения Российской империи
Статистика 1897 года, из татар на государственной административной служ-
бе находилось 2912 человек, из башкир — 139. Лиц, занимаю
щихся частной юридической практикой, было 79 (татары и баш
киры вместе). Наукой, литературой, искусством было занято 134 предста
вителя этих национальностей, педагогической деятельностью — 2395.
Около двух тысяч татар и башкир работали в земских и муниципальных
учреждениях. Численность врачей и других медицинских работников чуть
превышала одну тысячу.
6—2748
Общая численность лиц, занятых умственным трудом, приближалась у татар и башкир, близких по языку и культуре народов, к 10 тысячам человек. Это был огромный скачок по сравнению с концом XVIII столетия.
По данным переписи 1897 года, численность татарского населения
Статистика в европейской части страны достигала почти двух миллионов чело-
век, что составляло 1,9 процента населения всей Европейской Рос
сии. Наибольшее число татар проживало в Казанской губернии —
675 тысяч. Здесь же отмечался самый высокий удельный вес татар в общем
населении — 31,12 процента, большие массивы татарского населения име
лись в Уфимской и Самарской губерниях. Довольно много татар проживало в
Вятской, Оренбургской, Симбирской, Саратовской, Астраханской губерниях.
В конце XIX века в городах проживало около 150 тысяч татар, или почти 8 процентов всего татарского населения. За сорок лет уровень городского населения повысился почти в четыре раза. Особенно много татар проживало в Казани (28 000 человек), Астрахани (15 000), Оренбурге, Уфе.
Следует, однако, отметить, что процесс урбанизации среди татар и башкир протекал гораздо медленнее, чем в Европейской России в целом (13,4 процента горожан). Абсолютное большинство татар продолжало жить в деревне и заниматься сельским хозяйством. Лишь в двух экстерриториальных группах татарского населения — оренбургской и астраханской — сельское хозяйство переставало быть главным занятием (54 и 38 процентов занятых соответственно). Здесь большой удельный вес имели такие занятия, как торговля, переработка, услуги.
Татарское население уступало также русскому по таким социальным показателям, как доля дворян, почетных граждан, купцов. Это свидетельствовало о том, что в социально-экономическом развитии татары отставали от русских и некоторых других народов России, хотя по темпам этого развития, очевидно, нисколько не уступали им.
Важными особенностями социальной структуры татар в конце XIX века являлись: 1) проживание подавляющего большинства татар-крестьян в чисто татарских населенных пунктах; 2) ограни чение контактов татарских сельских обществ с внешним миром (государственной администраци-
российским обществом) выполнением мини- ( числа обязательных повинностей (упла-
налогов, отправка рекрутов); 6) сохранение
Костюм татар ской городской знати середины XIX века
сильных мусульманских традиций и роли ислама
как гаранта культурной и этнической идентичности татар. Все это предотвращало культурную ассимиляцию и русификацию татар в отличие от языческих и христианизированных народов Поволжья и Приуралья. Своеобразная замкнутость татарского населения, при наличии такого объединяющего фактора, как ислам, явно облегчала сплочение нации, даже в условиях распыленного, чересполосного расселения татар на территории России.
Социокультурные аспекты указанного процесса мы рассмотрим в следующем параграфе.
Лавка татарского купца. Начало XX века
§ 39. Этнокультурное развитие в пореформенную эпоху
Особенно глубокие изменения происходили в национальном самосознании, исламском просвещении и образовании. Во всех этих сферах наблюдались обновленческие процессы, борьба нового, прогрессивного с отсталыми, устаревшими и реакционными представлениями и установлениями.
Главным оплотом косности, фанатизма в это время являлось мусульманское духовенство. Поэтому борьба мнений, подходов, ценностей разворачивалась на базе ислама. Зачинателем этой борьбы, как отмечалось выше, был имам Габденнасыр Курсави.
Продолжателем идей и дела Г. Курсави стал выдающийся татарский ученый, мыслитель, просветитель Шигабутдин Марджани. Выходец из семьи имама села Ташкичу Казанской губернии, он провел 12 лет (1838— 1849) в Средней Азии, обучаясь в бухарском медресе. Он также много работал в местных книгохранилищах, изучая Древние рукописи на арабском и персидском языках, труды ученых средневекового Востока. В перемене его взглядов большое значение имело обстоятельное изучение наследия Г. Курсави. Постепенно он преодолевает узкие рамки догматов, установленные каламистами.
Вернувшись в 1849 году на родину, Ш. Марджани становится имамом первой казанской мечети и мударрисом
медресе при ней. Он принимает меры
ПО упорядочению работы медресе И ИЗ- Л7
Шигабутдин Марджани
менению характера обучения в нем. (1818—1889)
Впервые в истории учебного дела среди казанских татар вводит правила внутреннего распорядка в медресе, добивается введения института выборных попечителей. Наряду с традиционными для мусульманской конфессиональной школы дисциплинами он дает своим шакирдам разносторонние знания по истории, географии, математике, астрономии, знакомит их с шедеврами восточных поэтов и мыслителей, памятниками татарской литературы и устного творчества. Его уроки отличаются глубиной анализа материала.
Еще в Бухаре начинается до последнего дня жизни продолжавшаяся научная деятельность Ш. Марджани. Всего он написал более 30 крупных научных работ. Среди них семитомный «Вафиййат ал-асляф ва тахиййат ал-ахляф» по истории научно-философской и художественной мысли, жизни и деятельности ее наиболее видных представителей и двухтомный «Мостафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Болгар» — по истории булгар-татар и их взаимоотношений с другими народами.
Марджани активно участвовал в научной жизни Казани. Он первым из мусульманских ученых был принят действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1877 году в Казани состоялся IV Всероссийский съезд Общества археологии, истории и этнографии, в работе которого участвовало около 300 ученых из различных городов страны и из-за рубежа. На одном из пленарных заседаний съезда Ш. Марджани выступил с докладом по истории Булгара и Казани.
Научное творчество Ш. Марджани, имевшее ярко выраженную просветительскую направленность, было проникнуто идеей освобождения своего народа из-под власти феодально-патриархальных отношений и средневековой идеологии, приобщения его к достижениям мировой цивилизации. Не отвергая религию как таковую, он в своих трудах развенчивает догмы, опираясь на которые мусульманские богословы боролись против всяких проявлений свободомыслия. Вслед за Г. Курсави он решительно выступил против принципа таклида, отстаивая право каждого человека на творческие поиски, на самостоятельные суждения и умозаключения. Ш. Марджани писал: «В любое время, пока существует человечество, каждый должен находиться на пути творческих исканий».
Несомненна заслуга Марджани в преодолении национальной замкнутости и борьбе за приобщение татарского народа к культурным достижениям других народов. «Для будущности нашего народа, обеспечения ему возможности управления собственными делами и избавления его от вечного гнета на арене жизни, — говорил он, — мы нуждаемся в европейских знаниях, просвещении, культуре и промышленности. Весьма полезна для нас учеба в европейских школах. Умение и просвещение нужно брать везде, где они есть. Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ».
Ш. Марджани настойчиво доказывал, что знание русского языка для татар — жизненная необходимость, и ничего греховного в изучении русского языка и русской культуры мусульманами нет. Свои призывы к изучению русского языка он подкрепляет конкретными делами. Он был в числе инициаторов открытия в Казани школы для подготовки учителей русского языка для татарских учебных заведений. На торжественном акте по этому случаю (1872 год) выступил с приветственной речью и, несмотря на раздававшиеся вокруг проклятия в свой адрес, пошел в эту школу преподавателем.
Призывая приобщиться к европейской и русской культуре, к овладению русским языком, Марджани, безусловно, был далек от односторонности, связанной с забвением родной культуры и родного языка. «Ислам, — писал он, — не против знания различных языков мира и приобщения к иноязычному просвещению... Мы убеждены, что изучение русского языка нам не повредит. Но безусловно повредит игнорирование при этом родного языка».
Шигабутдин Марджани не был одинок в своем стремлении к просвещению народа, в борьбе с невежеством и фанатизмом. В отстаивании своей позиции он был тверд и принципиален. Превыше всего для него была правда. Это вызвало злобу и ярость людей недалеких, невежественных. Вместе с тем такая ясная, принципиальная позиция привлекала к нему сердца людей честных, мыслящих. После того как в 1853 году под давлением некоторых влиятельных казанских богачей и мулл Ш. Марджани лишили права вести занятия в медресе, в Духовное управление мусульман поступили многочисленные письма от простых людей, прихожан его мечети и родителей его шакирдов в защиту несправедливо обиженного духовного наставника. «...Сей мулла Шигабутдин Марджани, — говорилось в одном из писем, — достойный и редкий учитель, и подобного ему в правилах закона преподавателя приход никогда не имел и иметь невозможно». Марджани был восстановлен в должностях имама и мударриса медресе.
У Ш. Марджани было много единомышленников и последователей как среди татар, так и среди людей других национальностей. Высоко оценивали его деятельность такие видные представители ислама и национальной культуры, как М. Акмулла, Г. Чокрый, Дж. Валиди, Р. Фахретдинов и другие. Велико было влияние Марджани на творчество казахских поэтов Ахан-Сере, Абая Кунанбаева, М. Сералина.
Фахретдин (Фахретдинов) Ризаэтдин (Риза) (1859—1936)— ученый,
Личность I просветитель, историк, богослов, религиозный и общественный де-
________ У ятель. С 1891 года— кази Духовного собрания мусульман Внутрен
ней России. В 1906 году по приглашению золотопромышленников
3. и Ш. Рамиевых переехал в Оренбург, где сотрудничал в газете «Вакыт»; в
1908—1918 годах являлся главным редактором журнала «Шура». С 1922
года муфтий Центрального Духовного Собрания мусульман Внутренней Рос
сии. Автор более ста трудов по общественной жизни мусульман и их поло
жению в России, по истории и мусульманской философии, по основам эти
ки, морали и педагогики.
Получают дальнейшее развитие светские наука и образование. Виднейшими деятелями этой сферы в середине и второй половине XIX века были Хусаин Фаизханов (1828—1866) и Каюм Насыри (1825—1902). Оба приобщились к высшему образованию в Казанском университете (в качестве вольнослушателей).
Р. Фахретдинов (1859—1936) |
Хусаин Фаизханов был учеником Шигабутдина Марджани, учился в его медресе. Под влиянием идей своего учителя изучил русский язык, сумел поступить на факультет восточных языков университета, успешно окончил его. Был принят в состав преподавателей. После перевода Восточного факультета в Петербург продолжил преподавательскую работу там, был избран членом Императорского археологического общества. Изучал исторические памятники Волжской Булгарии, язык волжских булгар.
Хусаин Фаизханов в 1861 — 1862 годах, под непосредственным впечатлением отмены крепостного права в России, составил проект школьной реформы, в котором предлагал ввести в мусульманских медресе преподавание светских дисциплин, а также открыть средние образовательные учреждения для детей татар по
типу гимназии или лицея. Ш. Марджани всячески поддерживал начинание своего ученика, внес ряд поправок и замечаний в рукопись X. Фаизхано-ва. К сожалению, проект школьной реформы не был опубликован. Вскоре не стало и самого автора реформы.
Еще один воспитанник Казанского
университета Каюм Насыри явился
первым ученым-энциклопедистом из
татар. Он создал школьные учебники
на татарском языке по грамматике,
литературе, географии, арифметике,
физике и другим предметам. Собирал
и издавал сказки, песни, байты, по
словицы казанских татар. Выпускал
календари на татарском языке. Он
опубликовал более сорока научных, научно-популярных книг и учебников-
(1825—1902) Каюм Насыри был большим знато-ком и пропагандистом языка и культуры волжских татар. Он выступал за
т0) чтобы вместо использовавшегося чагатайского (среднеазиатского) варианта тюрко-татарского языка с большой долей арабских и персидских слов был принят язык местного татарского населения. В этих целях он составил грамматику татарского языка.
Просветитель, педагог, издатель и редактор газеты «Тарджиман» Исмаил Гаспринский (1851 — 1914) |
К. Насыри внес большой вклад в пробуждение и формирование национального самосознания поволжских татар. Он одним из первых поставил вопрос: кто мы в этническом отношении? И дал четкий ответ: «мы — татары». До этого среди татар имели хождение различные самоназвания: мусульмане, казанцы, казанские тюрки, тюрки-татары и т. д. Насыри говорил: мы не только мусульмане (конфессиональная принадлежность), но и отдельная нация — татарская (этническая принадлежность). Он был
одним из тех немногих людей, кто чутко уловил и зафиксировал исторический момент рождения новой, татарской нации.
Как мы видели выше, в центре деятельности выдающихся татарских просветителей Ш. Марджани, X. Фаизханова, К. Насыри находились вопросы народного образования. В пореформенный период оно получило дальнейшее развитие.
Пошрежнему главной формой образования оставалось религиозное образование. Оно осуществлялось в мектебе и медресе, действовавших при мечетях. Их число постоянно возрастало. В 70-е годы XIX века в ведении Уфимского Духовного управления мусульман было 3750 мечетей с 1569 мектебе и медресе при них. В одной Казанской губернии имелось 729 мечетей.
Как показывают подсчеты, обеспеченность татарского населения мечетями и духовными учебными заведениями была выше, чем соответствующая обеспеченность русского православного населения. Так, в Казанской губернии одна мечеть приходилась в среднем на 310 душ мужского пола, тогда как на одну христианскую церковь приходилось — 1420 душ.
Однако названными цифрами обольщаться не следует. Абсолютное большинство мектебе представляли собой одноклассные Школы без учебных планов и программ; располагались в тесных, неприспособленных помещениях; занятия вели муллы, не имевшие даже элементарных представлений о методике обучения; * Учеба» в них сводилась в основном к механическому заучива-аию аятов Корана, овладение арабской письменностью растяги-валось на несколько лет.
Поэтому во второй половине XIX века во весь рост встала задача реформирования национальной школы. Возглавили эту
борьбу за преобразования сторонники новых форм и методов, представленные как передовыми имамами, так и светскими людьми. Сторонников «нового метода» (по-арабски «ысул ал-джадид») называли джадидистами, а приверженцев старой мусульманской школы — кадимистами.
Идеологом джадидизма стал крымский татарин Исмаил Гасп-ринский (1851 —1914). Выходец из знатной семьи, он получил образование в Москве, Париже и Стамбуле. В 1881 году в русскоязычной газете «Таврида» выступил со статьей о реформе мусульманской школы. В 1883 году начал выпускать газету «Тард-жиман», часть материалов которой печаталась на тюркском языке, другая часть — на русском. Очень скоро эта газета стала одной из самых популярных во всем тюркоязычном мире, включая Турцию, Азербайджан, Поволжье и Приуралье.
И наконец, в 1884 году И. Гаспринский открыл в Бахчисарае первую новометодную школу. Это начинание нашло своих сторонников и последователей среди волжских татар. В основу реформы были положены следующие принципы: отделение мектебе от медресе;
преподавать в мектебе должны специально подготовленные и назначенные учителя-мугаллимы;
учителя должны получать заработную плату; обучение детей грамоте вести не на слоговой, а на звуковой основе, что облегчает и ускоряет данный процесс; наряду с чтением обучать письму; открыть мектебе для девочек;
мектебе должно состоять из четырех классов, учебный процесс в них вести на основе единых программ и учебников.
Число новометодных мектебе и медресе стало быстро увеличиваться на рубеже XIX и XX веков. К 1904 году в России работало до 5000 новометодных мектебе. Они быстро вытесняли старометодные мектебе.
Реформе мусульманской школы способствовали такие факторы, как подготовка педагогических кадров и издание новых учебников. В 1876 году в Казани открылась татарская учительская школа, ставшая центром распространения идей джадидизма в Поволжье и Приуралье. Преподаватели Казанской учительской школы Мухам-метгали Махмутов, Ибрагим Терегу-лов, Шакиржан Тагиров и другие были энергичными сторонниками об-
_ _. „ новления национального образования.
Педагог, общественный,-..
деятель Зия Камали в новометодных мектебе, наряду с
(1873—1942) Кораном и основами ислама, изуча-
лись татарская грамматика, правописание, арифметика, история, география, рисование. По этим предметам были изданы учебники М. Ибрагимова, X. За-бирова, К. Насыри, Ш. Тагирова, Ф. Карими, X. Максуди и других авторов.
Следует отметить, что мектебе и
медресе при мечетях существовали ис
ключительно на средства мусульманс
кой общины, не получая от государства
никаких средств и избегая тем самым
административного контроля и вмеша
тельства. В них не изучался русский
язык, значение которого как языка об
щегосударственного, средства межнаци
онального общения постоянно возраста
ло. Это сильно ограничивало социокуль
турные функции мусульманских ШКОЛ. Мечеть у Сенного базара.
Поэтому ВО второй половине XIX Казань
века среди татар в качестве альтернативной получает развитие такая форма образования, как русско-татарские школы. Одна из первых таких школ, как указывалось ранее, была открыта в Казани в 1872 году при непосредственном участии Ш. Марджани.
В разработку концепции русско-татарской школы большой вклад внес Н. И. Ильминский (1822—1891), профессор кафедры тюркских языков Казанской духовной академии. Суть концепции состояла в том, чтобы обучение детей велось учителями из татар на национальном (родном) языке. В программу обучения входили русский язык, арифметика, основы ислама и татарский язык.
Концепция Ильминского была официально признана 26 марта 1870 года, когда Министерство народного образования одобрило «Правила о мерах к образованию инородцев». Этот документ предусматривал выделение бюджетных ассигнований на содержание школ для инородцев, на подготовку учителей, издание учебников и т. д.
Цель царского правительства была ясна: ослабление влияния ислама, русификация татар. Поэтому отношение к русско-татарским школам среди мусульманского населения было настороженное. Вместе с тем эти школы отвечали объективным потребностям времени, в частности потребности в изучении русского языка. Кроме того, открытие русско-татарских школ как альтернативных способствовало усилению процесса реформирования и обновления мектебе и медресе.
Таким образом, пореформенный период был временем быстрого этнокультурного подъема и консолидации татарской нации.
Вопросы и задания
Медресе в селе Иж-Бобья Вятской губернии |
1. Чем можно объяснить изменения в политике Екатерины II в мусульманском вопросе?
2. Какое значение имело для татарского народа открытие Оренбургского магометанского духовного собрания?
3. Назовите благоприятные условия, способствовавшие экономическому и социально-культурному возрождению и развитию татарского народа в XIX веке.
4. Чем были вызваны новаторские идеи Г. Курсави в просветительском движении?
5. Чем объяснить увеличение кустарного производства и отходничества у татар в пореформенный период?
6. Перечислите выдающихся татарских предпринимателей, внесших большой вклад в развитие материальной и духовной культуры.
7. Укажите особенности социальной структуры татар в конце XIX века и их значение в жизни народа.
8. Какой вклад в формирование национального самосознания поволжских татар внес Шигабутдин Марджани?
9. Какие факторы способствовали реформе мусульманской школы? Назовите идеолога этой реформы.
10. Докажите, что XIX столетие — век этнокультурного подъема и консолидации татарской нации.
11. Чем известны эти люди: Н. И. Ильминский, династия Хальфиных, Исмаил Гаспринский, Хусаин Фаизханов, Габ-деннасыр Курсави, Каюм Насыри?
12. Объясните термины: муфтият, зимогоры, ясашные крестьяне, шакирды, иджтихад, джадидисты, схоластика, кади-мисты.
13. Помните ли вы, какие события произошли в такие годы: 1766, 1770, 1773, 1789, 1861, 1884, 1897?
ГЛАВА VIII