double arrow

Архаической Греции

1 Мировоззрение и натурфилософские представления народов архаической Греции.

2 Милетская школа натурфилософии.

3 Геккатей как древнейший географ и выдающийся путешественник.

1 Мировоззрение и натурфилософские представления народов Архаической Греции. Эпоха Архаической Греции в мировой истории отмечена прогрессирующим разделением труда и отделением ремесла от сельского хозяйства, формированием античных городов-государств, развитием мореплавания, морской торговли и колонизации. В течение VIII-VII вв. до н.э. греки основали многочисленные колонии на берегах Черного и Средиземного морей, в т. ч. Милет, Синоп, Истр, Ольвия, Массалия и др.

Греки достаточно хорошо знали побережья Средиземного и Черного морей. Что же касается их знаний о центральных районах Европы и Азии, то эти знания были крайне скудными и не отличались большой достоверностью. Так, реки По, Рона и Рейн считались рукавами одной реки – мифического Эридана. Предполагалось, что Истр (Дунай) имеет второе русло, впадающее в Адриатическое море. В то время существовали туманные слухи об «Оловянных островах», расположенных где-то к северу от Гибралтарского пролива.

Утверждение в Греции рабовладельческого строя способствовало отделению умственного труда от физического, создавало предпосылки для развития науки. Центром научной мысли того времени был Милет – ионическая колония в Малой Азии, где возникла первая натурфилософская школа, известная под названием ионийской или милетской. Во главе этой школы стоял Фалес (около 625-около 547 гг. до н.э.).

2 Милетская школа натурфилософии. Философия ионийцев составляла единое целое с их естественнонаучными представлениями. Фалес и его последователи не были свободны от влияния мифологии. Однако они впервые пытались объяснить строение и развитие Вселенной естественными причинами, исходя из признания некоторого единого материального начала. У Фалеса таким началом была вода, у Анаксимандра (около 610-547 гг. до н.э.) – некоторая неопределенная абстрактная материя («апейрон»), у Анаксимена (около 585 - 525 гг. до н.э.) – воздух. Последователь идей ионийской школы и основоположник древней стихийной диалектики Гераклит из Эфеса (около VI-V вв. до н.э.), создавший учение о вечном движении и борьбе противоположностей, считал первоначалом всех вещей огонь.

Фалес (около 625 – около 547 гг. до н.э.) - первый древнегреческий ученый, занимавшимся измерением и определением местоположения объектов на поверхности Земли. Фалес был купцом, отнюдь не лишенным практической смекалки, способным, например, скупить по дешевке и затем реализовать с большой прибылью партию оливкового масла (110). Однако он был также гениальным ученым, с чьим именем связано множество выдающихся открытий.

Путешествуя по Египту, Фалес наблюдал за работой жрецов, измерявших углы и базовые линии с целью вычисления площади земельных участков. Этого наблюдения оказалось достаточно, чтобы он вернулся в Милет с уже сложившимися у него в голове математическими правилами, которые до тех пор не применялись в практической тригонометрии. Именно Фалесу приписывают шесть аксиом геометрии:

1.Круг делится диаметром на две равные части.

2.Углы у основания равнобедренного треугольника равны.

3.Если две параллельные прямые пересекаются третьей, то накрестлежащие углы равны.

4.Вписанные углы, стороны которых проходят через концы диаметра окружности, - прямые.

5.Стороны подобных треугольников пропорциональны.

6.Два треугольника равны, если у каждого из них одна из сторон и два прилежащих к ней угла равны.

Никто до Фалеса, т. е. вплоть до VI в. до н.э., не формулировал таких выдающихся аксиом. Особое значение имеет утверждение Фалеса о том, что решение практических задач измерения требует меньше умственных усилий, чем их теоретическое обобщение (110).

Фалес внес вклад и в астрономию. Он же указал на необычные свойства магнитного железняка. Он рассуждал о значении и смысле поражающей наше воображение Вселенной и утверждал, что все сущее создано из различных форм воды. Он представлял себе Землю в виде диска, плавающего в воде. Его попытки объяснить строение Вселенной через такие умозаключения, которые можно было проверить при помощи новых наблюдений, находились в резком противоречии с традиционными представлениями о богах, подобных людям, и об астрологических влияниях.

В условиях недостатка опытных знаний ионийские натурфилософы объясняли окружающий мир лишь умозрительным путем. Анаксимандр и Анаксимен полагали, например, что землетрясения происходят вследствие трескания земли от засухи или после сильных дождей. Ионийцы не уделяли серьезного внимания астрономическим наблюдениям, что сказалось на их космологических воззрениях. Их представления о форме и размерах Земли мало отличались от взглядов ученых гомеровской эпохи. Согласно Фалесу, например, Земля возникла из воды и плавает в ней. Это напоминает мифы Междуречья, с той, однако, разницей, что у Фалеса все обходится без участия бога, и вместо «реки-океана» присутствует обширный океан, по сравнению с которым, суша – только небольшой остров.

Анаксимандр (около 610- 547 гг. до н.э.), современник и последователь Фалеса, был автором первого философского сочинения на греческом языке «О природе», учившем о бесконечности миров. Он впервые высказал мысль о том, что Земля «висит» без всякой опоры в центре небесной сферы. По форме она похожа на невысокий цилиндр (барабан), на одном из оснований которого находится суша. Первоначально вся суша была покрыта водой, часть которой постепенно высохла, так что сначала обнажились горы, а затем и равнины. Животные, по Анаксимандру, произошли в воде и лишь только потом вышли на сушу. Даже человек ведет свое происхождение от неких рыбоподобных существ. Анаксимандр ввел понятие «архэ» – первоначала всех вещей, каковым считал апейрон – бесконечное, бесформенное, бескачественное первовещество.

Анаксимандр познакомил древних греков с инструментом, изобретенным в Вавилонии и известным как гномон. Этот инструмент представляет собой стержень, вертикально закрепленный на плоскости, на которой отмечается положение Солнца в разное время по длине и направлению тени, отбрасываемой стержнем. Другими словами, гномон – это то же самое, что мы называем солнечными часами. Гномон можно было использовать для разных наблюдений. По самой короткой тени определялся полдень, по направлению полуденной тени точно устанавливалась линия север-юг, или местный меридиан (от лат. meridianus – полуденный). Протяженность полуденной тени менялась от сезона к сезону. Она была самой короткой в день летнего солнцестояния и самой длинной в день зимнего солнцестояния. Наблюдая за направлением тени в моменты восхода и заката Солнца, можно было определить наступление дня равноденствия, т. к. в это время длина тени при восходе и закате была одинаковой, но разнонаправленной.

Греческие историки более позднего времени отмечали, что Анаксимандр первым вычертил карту мира с использованием масштаба. Правда, в государстве древних шумеров еще в 2 500 г. до н.э. составляли «пиктографические» карты городов. Однако на настоящих картах расстояния и направления должны быть указаны в масштабе. На карте Анаксимандра в центре была показана Греция, которую окружали те части Европы и Азии, которые были достоверно известны древним грекам. Карта имела форму круга, причем вся суша на ней была окружена океаном. С оригинала этой карты сняли копию, отлили ее в бронзе и отправили в Спарту, чтобы с ее помощью убедить спартанцев в том, что они должны помочь милетцам в их войне против Персии. Но спартанцы ответили: карта показала, что Персия находится слишком далеко, чтобы о ней беспокоиться (110).

Ученые, стремившиеся объяснить результаты своих наблюдений за поверхностью Земли и положением небесных тел, становились в тупик, пытаясь понять, почему Солнце, закатившись на Западе, появляется утром на Востоке. Если Земля подобна диску, плавающему в воде, то как может Солнце перемещаться под водой? Анаксимандр считал, что где-то на Севере должны быть очень высокие горы, за которыми Солнце и поворачивает на Восток. Тень, отбрасываемая этими горами, создает феномен ночи.

Анаксимандр был также одним из самых первых философов, сформулировавших понятие о том, что неизвестно и ненаблюдаемо. Не опровергая представлений Фалеса о воде как первичной субстанции, из которой возникло все сущее на Земле, Анаксимандр обозначил эту первичную субстанцию термином «апейрон». Апейрон, который не может быть дан нам в ощущениях и познан опытным путем, тем не менее стал полноценным научным понятием – специфическим мысленным образом, который через процесс дедукции превращается в реальную субстанцию. Этот мыслительный процесс доступен только человеку, поскольку только он использует слова для обозначения абстрактных понятий.

Когда грекам стал известен Египет (его часто посещали милетские ученые, в т. ч. Фалес и Гекатей), их внимание привлекли разливы Нила. С тех пор выяснение причин этих разливов становится одной из традиционных проблем греческой географии. В отличие от наивных толкований египетских жрецов, ионийские мыслители пытались дать естественные объяснения всем явлениям природы. Фалес, например, полагал, что разливы Нила обусловлены действием этезийских ветров, создающих подпор воды при впадении этой реки в Средиземное море.

В целом же Фалеса и Анаксимандра можно считать основоположниками математического подхода в географии. Что касается Гекатея, то о нем говорят как об основателе описательного метода.

В рамках нерасчлененной ионийской науки содержались элементы физико-географической концепции. Поэтому есть все основания говорить о зарождении того важнейшего направления в географии, которое несколько позже будет названо общеземлеведческим.

В то же время развитие мореплавания и торговли привело к возникновению первых географических описаний. Правда, они еще не носили названия «географических», а именовались «периодами» («объезды земли»). Причем в те годы существовали периоды двух типов: 1) периплы, т.е. описания берегов, или своего рода лоции, и 2) периогезы, т.е. сухопутные объезды. Последние, по мнению некоторых современных ученых, можно рассматривать как начальную форму страноведческого описания (126). Авторы описаний – писатели-прозаики, или логографы, сообщали в своих произведениях и то, что видели сами, и то, что слышали от других. К полученным сведениям они не всегда относились достаточно критически; свои описания они строили вне какой-либо определенной системы.

Ионийским ученым принадлежат и первые древнегреческие карты. Однако кому именно не установлено. Страбон, ссылаясь на Эратосфена, говорит, что первую карту обитаемой суши – ойкумены - составил Анаксимандр из Милета. Гекатей, по свидетельству его современников, пытался улучшить карту Анаксимандра. Однако, следуя общепринятым взглядам того времени, он также изобразил сушу в виде острова округлой формы. Все эти карты служили всего лишь наглядными иллюстрациями к описательным текстам.

3 Геккатей как древнейший географ и выдающийся путешественник. Виднейшим логографом Древней Греции и, вероятно, ее первым «настоящим» географом, был Гекатей из Милета (около 546-480 гг. до н.э.), который обобщил старые периплы и периогезы и составил описание всех известных тогда стран («Землеописание»). Это описание дошло до нас лишь в отрывках. Однако этим трудом широко пользовались «отец истории» Геродот, Страбон и др. Для истории географии чрезвычайно важно то, что в работах Гекатея проявляется известный научный интерес к климату, флоре, фауне и т.д. Гекатей также написал большой труд «Генеалогия», представлявший собой описание древнегреческих мифов и преданий.

Гекатей первым собрал и классифицировал сведения, стекавшиеся в Милет не только из известных грекам мест, но также из того мира, который был вне горизонта греческих познаний. Первым из греческих писателей он излагал мысли в прозе. В своем «Землеописании» Гекатей говорит о необходимости нового подхода к характеристике земель. Не совсем уверенный в истинности того, что самим же написано в собственной книге, Гекатей замечает: «Россказни греков бесчисленны и, по моему мнению, глупы». В своем труде Гекатей выделил две части. Одна из них была посвящена Европе, другая – остальному миру: Азии и Ливии. Границу между Европой и Азией он проводил, по-видимому, в соответствии с уже установившейся в то время традицией, т.е. по Геллеспонту (пролив Дарданеллы), Понту Эвксинскому, Кавказским горам и Каспийскому морю, которое, по его представлению, соединялось с окружающим все земли океаном.

Гекатей не был теоретиком. Его отношение к умозрительным построениям предшественников было резко отрицательным. Он подчеркивал, что споры о сущности первичной субстанции, полагаемой в виде воды или апейрона, или даже о том, есть ли вообще эта первичная субстанция, бессодержательны. Он утверждал, что прежде, чем пытаться решить «великую загадку Вселенной», следует разобраться в том, что нас непосредственно окружает, собрать воедино все накопленное знание о мире, представив его в доступной для всех форме. Таким образом, Гекатей старался лишь возможно более добросовестно описать окружающий мир, расширив пределы географического описания. В значительной мере Гекатей способствовал тому, что в последующие века география вошла органической частью в историю (Геродот, Страбон и др.).

Таким образом, уже в VI в. до н.э. достаточно четко наметились два направления в изучении Земли: 1) общеземлеведческое и 2) страноведческое. Причем развивались они независимо друг от друга. Первое входило в качестве составной части в натурфилософские концепции ионийской школы, второе же возникло из практических интересов купцов и мореходов и имело описательно-эмпирический характер.

ТЕМА 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: