При реализации ценовой политики следует учитывать, что одновременно с основной целью любой организации (получение прибыли), выдвигаются и промежуточные задачи: подавление конкурентов и завоевание лидерства по доле рынка, завоевание рынка по показателям качества продукции, максимизация текущей прибыли, обеспечение выживаемости организации на рынке и т.д.
Задача подавления конкурентов и завоевания лидерства по доле рынка диктует необходимость снижения цен. Такой подход называют «ценовой политикой наступления на рынок». Специалисты считают, что такая политика дает результаты при наличии следующих условий:
– высокая по конкретному товару эластичность спроса по цене;
– существование реальных возможностей увеличения объемов производства и снижения на этой основе издержек производства;
– конкуренты не последуют примеру дальнейшего снижения цен на товар.
Задача завоевания рынка по показателям качества определяет высокий уровень цен, покрывающий расходы по созданию высококачественной продукции, затраты на проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
При краткосрочной максимизации текущей прибыли (когда текущие результаты предпочтительнее долговременных) цена должна обеспечивать получение максимально высоких доходов. Для реализации цели необходимо предварительно тщательно изучить спрос на продукцию.
В условиях обеспечения выживаемости на рынке политика ценообразования ориентирована на низкие цены и ценовые уступки. При этом прибыль, как правило, отходит на второй план. Понятно, что данная цель может рассматриваться организацией как краткосрочная.