На результаты хозяйственно-финансовой деятельности коммерческого предприятия большое влияние оказывает эффективность использования трудовых ресурсов.
Основным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Производительность труда = Объём розничного товарооборота/ Среднесписочная численность работающих предприятия
В числителе в зависимости от вида деятельности коммерческого предприятия могут быть другие объёмные показатели, в частности, для предприятий оптовой торговли: объём реализации, или более точный показатель – доход от реализации и оказания услуг.
От уровня производительности труда зависят:
- потребность в кадрах;
- уровень расходов на оплату труда;
- издержки обращения;
- оборачиваемость;
- рентабельность работы в целом.
Обобщающую характеристику использования трудовых ресурсов может дать показатель эффективности труда. Он позволяет не только соизмерить полученный эффект с затратами живого труда, но и дать оценку социальному эффекту.
|
|
Эффективность труда характеризуется следующими показателями:
- производительность труда;
- уровень затрат труда на единицу товарооборота;
- прибыль на одного работника;
- уровень расходов на оплату труда;
- качество обслуживания клиентов;
- оптимальное использование рабочего времени.
На общую эффективность труда, уровень и динамику производительности труда оказывает влияние ряд факторов. Их разделяют на внешние и внутренние.
К внешним факторам относят факторы, которые не поддаются контролю и регулированию со стороны коммерческого предприятия, но оказывают косвенное влияние на результаты его деятельности:
- уровень развития производства товаров;
- степень насыщенности рынка товарной массы;
- динамика денежных доходов населения;
- динамика розничных цен на товары;
- колебания конъюнктуры рынка;
- конкуренция на рынке и др.
К внутренним факторам относят те факторы, на которые коммерческое предприятие может оказывать активное воздействие, т.е. изменять их влияние на производительность труда. Перечислим эти факторы:
- состояние материально-технической базы предприятия;
- организация и уровень автоматизации и механизации труда;
- организация торгово-технологического процесса;
- формы и методы продажи;
- квалификация работников коммерческого предприятия;
- условия труда;
- текучесть кадров;
- система материального стимулирования и др.