Необходимо исследовать влияние сроков посевов яровой пшеницы на урожайность. По двум признакам совокупность из 500 исследуемых участков разбита на три группы:
Уровень урожая,
| Срок посевов,
| Итого,
| ||
| поздний | средний | ранний | ||
| низкий | ||||
| средний | ||||
| высокий | ||||
Итого,
|
Контрольные вопросы
1. Указать примеры взаимосвязанных признаков.
2. Возможна ли функциональная связь в экономической сфере?
3. Общее и различия между стохастической и корреляционной связью.
4. Задачи, решаемые при помощи регрессионной модели.
5. Понятие линии регрессии и ее представление в регрессионной модели и в модели аналитического группирования.
6. Проверка существенности связи в модели аналитического группирования.
7. Отличия между корреляционной и регрессионной моделями.
8. Сущность оценивания плотности связи.
9. Аналитическая роль уравнения регрессии.
10. Цель расчета коэффициента эластичности.
11. Экономическая характеристика однофакторной регрессионной модели.
12. Особенности проверки существенности связи в корреляционно-регрессионном анализе.
13. Отличия параметрических и непараметрических методов измерения связи.
Тесты
1. Из приведенных признаков факторными являются:
а) сумма выплаченных дивидендов;
б) размер акционерного капитала;
в) цены на товар;
г) спрос на товар.
2. Из приведенных зависимостей корреляционными являются:
а) плата за кредит от процента за его использование;
б) молочная продуктивность коров от уровня их кормления.
3. Существенность связи на основании сравнения знаков отклонений вариантов от их средней по каждому признаку оценивается с помощью:
а) коэффициента Фехнера;
б) коэффициента корреляции рангов;
в) коэффициента детерминации;
г) эмпирического корреляционного отношения.
4. Линейный коэффициент корреляции между средним доходом семьи и желаемой численностью детей составляет 0,4. Это означает, что вариация результативного признака поясняется вариацией факторного, %:
а) на 40;
б) на 60;
в) на 16;
г) на 84.
5. По результатам выборочного обследования выявлена зависимость успеваемости студентов от качества преподавания спецкурса:
| Оценка качества преподавания спецкурса | Количество студентов, чел | Средний бал успеваемости студентов |
| Высокая | 4,5 | |
| Средняя | 4,1 | |
| Низкая | 3,5 | |
| В целом | 4,0 |
Определить межгрупповую дисперсию среднего бала успеваемости студентов.
6. Продажа годовых облигаций государственного внутреннего займа на первичном и вторичном рынках характеризуется следующими данными:
| Рынок | Количество проданных облигаций, тыс. шт | Средний срок оборачиваемости облигаций, мес | Дисперсия срока оборачиваемости |
| Первичный | |||
| Вторичный | |||
| В целом |
|
Определить среднюю из групповых дисперсий срока оборачиваемости облигаций.
7. На степень вариации признака под влиянием фактора, положенного в основу группировки указывает:
а) критерий Стьюдента;
б) коэффициента корреляции рангов;
в) коэффициента детерминации;
г) эмпирического корреляционного отношения.
8. Аналитическая группировка 66 коммерческих банков характеризует связь между размером капитала и уровнем его прибыльности. Общая дисперсия прибыльности капитала – 25, межгрупповая – 16, количество групп – 6.
Корреляционное отношение составляет:
а) 0,36;
б) 0,64.
При условии, что критическое значение
= 0,165, существенность связи:
а) доказана;
б) не доказана.
9. Коэффициент детерминации, применяемый для количественной оценки связи между явлениями на базе материалов аналитического группирования, определяется как:
а) отношение общей дисперсии к межгрупповой дисперсии;
б) отношение межгрупповой дисперсии к общей дисперсии;
в) корень квадратный из отношения межгрупповой дисперсии к общей дисперсии;
г) произведение общей дисперсии и межгрупповой дисперсии.
10. Аналитическая группировка 30 фермерских хозяйств характеризует зависимость мясной продуктивности птицы и обеспеченностью фуражным зерном. Выделено 4 группы, средняя из групповых дисперсий составляет 27, межгрупповая дисперсия – 81.
Корреляционное отношение составляет:
а) 0,75;
б) 0,33.
При условии, что критическое значение
= 0,256, существенность связи:
а) доказана;
б) не доказана.
11. Если эмпирическое корреляционное отношение равно 0,6, то это говорит о связи:
а) сильной;
б) умеренной;
в) заметной;
г) очень сильной.
12.Распределение пациентов частной клиники характеризуется данными:
| Вакцинация | Заболели, чел | Не заболели, чел | Вместе |
| Не прошли | |||
| Прошли | |||
| В целом |
Определить отношения шансов.
13. Результаты контрольной проверки дневного надоя молока от 10 коров породистого стада приведено в следующей таблице:
| Стадо коров | Дневной надой молока, л | |||||
| Чистопородистое | ||||||
| Племенное |
Определить межгрупповую дисперсию дневного надоя молока.
14. Если коэффициент регрессии имеет положительный знак, то:
а) связь прямая;
б) связь обратная;
в) связь линейная;
г) связь нелинейная.
15.Данные, зарегистрированные районной службой занятости, свидетельствуют о связи между уровнем образования безработных и сроком перерыва в работе:
| Уровень образования | Количество безработных, чел | Средний срок перерыва в работе, мес |
| Средний | ||
| Среднеспециальноый | ||
| Высший | ||
| В целом | 6,1 |
Общая дисперсия срока перерыва в работе составляет 5,8.
Определить корреляционное отношение.
16. Количество процентов, на которые изменился в среднем результативный признак при изменении факторного признака на 1 % показывает:
а) коэффициент эластичности;
б) индекс корреляции;
в) критерий Фишера;
г) критерий Стьюдента.
17. Если линейный коэффициент корреляции равен - 0,8, то это говорит о:
а) сильной прямой связи;
б) средней обратной связи;
в) сильной обратной связи;
г) слабой прямой связи.
18. Для установления достоверности линейного коэффициента корреляции используется:
а) критерий Фишера;
б) критерий Стьюдента;
в) коэффициент колигации;
г) коэффициент ассоциации.






