Исследовательские и диагностические методы

В психологии кроме методов исследования существуют и методы диагностики. Для них характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Основным инструментом обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз, является тест.

Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – стандартизированное испытание, предназначенное для установления индивидуально-психологических особенностей, их количественных и качественных характеристик. Процедура тестирования может проводиться в форме беседы (опроса), наблюдения или эксперимента. Для этого данные методы должны быть стандартизированы. Основной смысл стандартизации заключается в том, чтобы обеспечить использование одинаковых методик при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей или нескольких групп. Таким образом, процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных показателях, сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках. Стандартизация осуществляется по трём параметрам:

  • стандартные задания;
  • стандартные условия проведения;
  • стандартная система оценок.

Эффективное использование тестов зависит от учёта многих факторов, среди которых важнейшими являются: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам; психометрические характеристики процедуры; весь комплекс сведений о надёжности и валидности.

Процесс тестирования может быть разделён на следующие этапы: 1) выбор теста (определяется целью теста и степенью достоверности и надёжности теста), 2) его проведение (определяется инструкцией к тесту), 3) интерпретация результатов.

Следует отметить, что распространённые представления о простоте и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощённо как предложение задания и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: