Научное исследование в психологии

Наука – это особая деятельность, направленнаянаполучение новых знаний и их систематизацию. Как и всякая другая деятельность, научная деятельность характеризуется особыми целями. Основными ее целями являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений на основе открываемых законов. Результаты научной деятельности представлены в научных знаниях. Чтобы лучше понять их специфику, целесообразно вспомнить о житейских знаниях, которые люди постоянно используют в обыденной жизни. Известно, что житейские знания являются побочным продуктом той или иной активности человека (общение, труд, отдых и пр.); они, как правило, субъективны, эмоциональны, смешаны с личностным отношением к ним субъекта – носителя знаний, а потому зачастую искажают действительность, которая в них представлена. Научные знания ученые стремятся максимально очистить от того, что может навредить их истинности и объективности, хотя полностью освободить процесс познания от личностного пристрастного отношения ученого невозможно. Тем не менее даже самому предубежденному человеку ясно, что использование знаний, в которых действительность представлена с минимальными искажениями, повышает эффективность человеческой деятельности. Если же при выполнении каких-либо действий человек использует знания, в которых реальность представлена частично, поверхностно или даже искаженно, то, естественно, его деятельность будет малоуспешной.

Житейские знания обычно представлены в виде мнений, истинность которых люди, как правило, не могут обосновать, используя в качестве аргументов ссылки на авторитетное лицо, мнение большинства, личный опыт и т.п. Научные знания фиксируются в форме понятий, законов, принципов, теорий и концепций. Различают эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Эмпирические знания – результат познания внешних характеристик предметов и явлений, с которыми взаимодействует исследователь. В качестве эмпирических знаний для психолога выступают, во-первых, факты поведения человека в определенных обстоятельствах, их описание и обобщение (классификация, систематизация, выделение общих свойств и пр.), во-вторых, психологические закономерности, то есть устойчивые и повторяющиеся связи между различными характеристиками внутреннего мира человека, а также между характеристиками психики и внешними факторами (например, поведением других людей).

Теоретические знания строятся на основе эмпирически выявленных фактов и закономерностей. Основной их функцией является объяснение полученных эмпирическим путем данных, а также предсказание их появления и изменения. Познание сущностных характеристик объекта невозможно при непосредственном взаимодействии с ними, оно является результатом использования специальных логических и математических процедур анализа. Поэтому теоретическое знание может быть представлено только в виде идеальных моделей возникновения, развития и функционирования объекта. Такие идеальные модели, представляющие собой целостную систему логически взаимосвязанных понятий, идей, с помощью которых объясняется какая-либо область действительности, называются теориями.

Поскольку теория является лишь моделью какого-либо объективно существующего явления, то очевидно, что в модели не могут быть представлены все характеристики объекта. Вполне возможно, а зачастую именно так и случается, что какие-то важные особенности не были учтены на первых этапах развития теории. Появляющиеся же позже данные могут подтверждать какие-то положения теории, а могут и опровергать ее, поэтому теория не есть некое застывшее знание, а знание развивающееся. Теория перестает развиваться, когда она оказывается абсолютно доказанной либо когда основные гипотетические предположения начинают восприниматься ее сторонниками как истина, не требующая доказательств. Тот, кто использует в своей деятельности те или иные теории, должен помнить, что любая теория строится на основе некоторых допущений, аксиом, которые зачастую не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты и, следовательно, принимаются на веру.

Поскольку наука – это деятельность, обладающая специфическими целями, то достижение этих целей будет осуществляться соответствующими действиями, которые осознаются исследователями. Точно так же, как портной может объяснить и показать, как он шьет одежду, повар – как он готовит пищу, педагог – как он учит детей писать или считать, исследователь может рассказать и показать, как он получает новые знания, как он пришел к тому или иному выводу.

Можно утверждать, что наука – это не просто изолированная деятельность по добыванию знаний, а специфический способ размышления о мире, построенный на принципах рациональности, в основании которого лежит рефлексия собственных познавательных актов, то есть исследование того, что, как и почему сам человек думает и делает. Поэтому значение научного способа постижения истины выходит за рамки только исследовательских задач. Научное познание начинает выполнять мировоззренческую миссию, формируя особое отношение человека к миру и к самому себе. В основании мироустройства лежат разумные и совершенные законы, отдельные элементы мира гармонично взаимодействуют друг с другом, и задача науки – обнаружить этот миропорядок.

НАУЧНЫЙ АППАРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ [1]

Проблема – это вопрос, для ответа на который в науке знания отсутствуют или их недостаточно. Научная проблема предполагает выявление дефицита информации и формулировку вопроса на языке научных терминов. Формулированию научной проблемы предшествует описание проблемной ситуации на обыденном языке. Сама проблема формулируется в научных терминах, обычно в виде вопроса.

Другим источником научной проблемы могут быть противо­речия, возникающие в ходе развития самой науки. Такими, на­пример, являются противоречия между фактами и их интерпретацией, установленными разными авторами и в раз­личных школах.

Четко сформулированная проблема является основой для определения объекта и предмета исследования. Под объектом исследования в психологии понимается конкретное психиче­ское явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности и т.п. (а не люди или группы; нежелательно, например, в качестве объекта исследования называть младших школьников или супружеские пары). Объект психологического исследования – это элемент реальности, на которую направлен процесс познания, обозначение того, какое именно психологическое явление у человека, группы людей хочет изучить исследователь, та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется в ходе написания курсовой работы. Под объектом исследования понимается конкретное психиче­ское явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности. Объект исследования формулируется кратко, обычно 2-3 словами: например, познавательная активность, моральное самосознание и т.п.

Очень часто начинающие исследователи в качестве объекта исследования указывают категорию испытуемых, их должност­ной статус («учащиеся начальных классов», «школьные психо­логи» и т. п.). С логической точки зрения это правильно, но такое обозначение объекта неопределенно, оно не отвечает на вопрос, какую психологическую реальность изучал психолог. Оно и малополезно, так как неопределенность объекта ведет к неопределенности предмета, способствует отклонению от темы исследования.

Предмет исследования – это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный инте­рес в связи с решаемой проблемой: например, развитие познавательной активности у младших дошкольников, особенности морального самосознания у подростков. Перечень явлений, которые могут быть взяты в качестве предмета исследования, по объему значительно шире перечня объектов. Предмет психологического исследования – это часть, свойство, сторона отношения реальных объектов, т.е. отдельные психические свойства, состояния, процессы, виды, функции, особенности поведения, характеристики деятельности, общения и т.д. Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет тот угол зрения, который интересует исследователя.

Когда предмет четко определен, исследование проводится целенаправленно и более эффективно. Поэтому определению предмета исследования следует уделить максимум внимания. Формулировка объекта и предмета исследования предполагает не просто словесное их обозначение, а изучение того, какое содержание вкладывается в понятия, используемые для определения объекта и предмета. И объект, и предмет исследо­вания должны быть отражены в формулировке темы исследования.

Предмет исследования определяет общую цель работы и промежуточные цели в виде задач исследования. Определение предмета исследования, т.е. вопроса, ответ на который хочет найти студент, требует описания цели, задач, гипотезы исследования.

Цель исследования – желаемый конечный результат научно-исследовательской деятельности студента. Цель исследования в рамках курсовой работы содержит формулировку того, что именно будет изучаться. Частично определение цели содержится уже в самом названии курсовой работы. Определение цели вытекает из определения объекта и предмета исследования, оно также строится на основе изучения литературы, в которой представлены данные о современном состоянии проблемы. Цель отражает некоторое «белое пятно» в изучаемом предмете, то есть цель направлена на поиск знания о том, что пока еще неизвестно. Другими словами цель – это знание о том, что сам исследователь еще не знает.

Конкретный же будущий результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, практическим, а именно: описание характеристик психического явления, выявление взаимосвязи психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, обобщение уже имеющихся конкретных научных представлений, создание классификации, типологии, создание методики, адаптация психодиагностической методики, или воспроизведение уже ранее проведенного исследования. В качестве цели курсовой работы может выступать изучение уже известных феноменов и закономерностей на новой выборке или в новых условиях; эмпирическая проверка гипотез, выдвинутых в рамках той или иной теории; изучение и описание новых психологических фактов, ранее не описанных; исследование закономерностей возникновения, развития и функционирования тех или иных аспектов психического.

Определение задач исследования. Порядок проведения, этапы исследования, характер резуль­татов определяются задачами исследования. Поэтому формули­рованию задач уделяется большое внимание. Задачи должны быть конкретными и сформулированы та­ким образом, чтобы для их решения можно было бы подобрать или разра­ботать соответствующие средства (например, методику), и представить, каким требованиям должен отвечать результат их решения (что мы намерены получить).

Задача представляет собой конкретизацию цели в зависимости от условий ее достижения и предполагает выбор путей и средств для достижения цели исследования. Выбор и формулировка задач курсовой работы обусловлены делением цели исследования на подцели. Содержание задач конкретизирует цель исследования. Задачи отражают характер работы, а не описывают последовательность шагов в научном исследовании (анализ литературы по проблеме, сбор и обработка эмпирических данных, анализ и обобщение результатов – это этапы, а не задачи исследования).

Чаще всего в начале формулировки задачи стоят глаголы «описать», «объяснить», «изучить», «разработать», «провести сравнение», «проверить» и др. При формулировке задач исследования следует обращаться к психологическому словарю, где описывает­ся структура интересующего нас объекта исследования, его ближайшие взаимосвязи. Их дальнейшее изучение часто и со­ставляет содержание задач исследования.

Например, цель исследования «изучить особенности и условия развития познавательной активности у младших дошкольников» была конкретизирована в следующих задачах: 1) осуществить теоретический анализ проблемы развития познавательной активности у дошкольников; 2) изучить особенности познавательной активности у младших дошкольников; 3) определить влияние информации об изменении объектов окружающего мира на познавательную активность младших дошкольников; 4) выявить влияние представлений об изменении себя и значимого взрослого во времени на развитие познавательной активности младших дошкольников.

Для описания проблемы, подпроблем, задач, результатов исследования используется единый понятийный аппарат. В свою очередь, он определяется той теорией, в русле которой проводится исследование.

Гипотеза – главный и самый важный методологический инструмент исследования. Именно с ее помощью исследователь добывает новое знание, формулирует новые идеи. Гипотеза – элемент научного исследования, предполагаемый «возможный ответ на во­прос, который поставил перед собой исследователь, и состоит в предположении существования какой-либо зависимости между фактами, например, такой зависимости, когда наличие или изме­нение одного из них влечет за собой появление или изменение другого и в некотором роде служит его объяснением» (П. Фресс). Это предполагаемый ответ на проблему, обозначенную в цели исследования. Гипотеза описывается на языке психологических терминов, в ней обязательно указывается на объект и предмет исследования. Проведение исследования направлено на сбор фактов, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В результате проведенного исследования гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в познание. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

Различают два основных вида гипотез: описательные и объяснительные. Первые используются в корреляционных исследованиях и направлены на изучение структуры изучаемого объекта (предположение о характере связей в нем, о типичном «наборе» факторов) и его функций (предположение о тесноте связей). Объяснительные представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.

Гипотеза формулируется на основе проблемы. Многие ги­потезы выводятся с помощью аналогии, следуя логическому правилу: если два предмета сходны в ряде существенных при­знаков, то они могут быть сходны и в другом определенном признаке, обнаруженном в одном из сравниваемых предметов.

Признаки правильной гипотезы, по П. Фрессу: а) она долж­на быть адекватной поставленному вопросу (проблеме); б) гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания по данной проблеме; в) она должна быть доступной для проверки. Для уменьшения влияния установок исследователя на получение определенного результата выдвигаются также контр-гипотезы и нулевые гипотезы. Если в гипотезе формулируется предположение о том, какие связи могут быть обнаружены в результате исследования, то в контр-гипотезе выдвигается альтернативное предположение. В нулевой гипотезе, выдвигаемой, как правило, только в экспериментальных исследованиях, выдвигается предположение об отсутствии связей между зависимой и независимой переменными.

После формулировки гипотезы проводится операционализация основных понятий, входящих в ее состав, т. е. поиск конкретных показателей, которые могут быть зафиксированы, измере­ны в ходе эмпирического исследования. Операционализация включает в себя также описание способов (методов и методик), с помощью которых эти показатели могут быть обнаружены.

Метод – общенаучный способ познания, состоящий из строгого набора правил и процедур получения нового знания. В психологии используются неэкспериментальные и экспериментальные методы. Каждый метод направлен на решение специфических задач познания внутреннего мира человека. Выяснение закономерностей (причинно-следственных связей) возможно лишь с помощью экспериментального метода. Для исследования механизмов психических явлений используются преобразующий и формирующий эксперименты. Выяснение взаимосвязей между различными особенностями психического (например, между уровнем интеллекта и агрессией), а также взаимосвязей между теми или иными характеристиками психики и иными аспектами жизнедеятельности человека (например, взаимосвязь между агрессией и полом) осуществляется с помощью корреляционных исследований. Сбор и описание психологических фактов осуществляется с помощью наблюдения, беседы и других неэкспериментальных методов. Исходя из этого, при организации эмпирического исследования прежде всего следует определить, какие задачи предполагается решить в курсовой работе и выбрать соответствующий им метод.

Далее в соответствии с задачами исследования метод необходимо конкретизировать в м етодике, в которой описывается процедура решения поставленных задач. Методика включает в себя описание необходимых для проведения исследования материалов, условий проведения исследования (где оно проводится, в какое время и пр.) и всех действий, которые совершает исследователь. Обязательным элементом методики является инструкция для участников исследования. Кроме этого, самым тщательным образом следует описать, какие особенности их поведения и каким образом будут фиксироваться в ходе исследования, а затем представить способы обработки полученных данных. В завершении говорится о том, каким образом подбирались участники проводившегося исследования. В общем можно сказать, что методика – это рецепт: качество блюда во многом определяется точностью описания его приготовления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: