Джон Локк

, Английского ученого и политического деятеля Джона Локка (1632—1704) прежде всего интересовала проблема человеческого по­знания: каковы его границы, что оно может постичь, каким образум мы получаем знания о внешнем мире. Главный философский труд мыслителя — «Опыт о человеческом разуме» (1690).

Человеческая душа как «1аЬи1а гджо». Рационалисты считали, что ясные и отчетливые идеи или «врожденные идеи» являются основой для надежного познания. Локк отрицал существование подобных идей, полагая, что душа человека, при рождении подобна чистому листу бумаги, который наполняется содержанием благодаря челове­ческому опыту, основанному на чувственном познании. Этот локков-ский принцип именуется {аЬи1а гака (лат.) — «чистая доска». Локк писал: «Откуда получает он (ум) весь материал рассуждения и зна­ния? На это я отвечаю одним словом: из опыта».

«Простые» идеи как порождения внешнего и внутреннего опыта. Со­гласно Локку основой и источником всякого познания является ощу­щение. Философы, которые придерживаются подобного взгляда, на­зываются «сенсуалисты» (от лат. непкиз — «чувство»). При чувственном восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души — идеи внутреннего опыта, или «рефлексии». И внешний, и внутренний опыт порождает только «простые» идеи. Рассудок, обработав их, образует общие или сложные идеи, которые не могут появиться самостоятельно на основе рефлексии или ощущений (например, идеи пространства и времени). К разряду сложных идей Локк относил и понятие субстанции.

Локк создал учение о первичных и вторичных качествах. И те и другие относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Первичные качества выражают реальные характеристики тел: массу, движение, плотность, пространственную форму и т.п. Вторичные за­висят от специфического строения наших органов чувств, поэтому не характеризуют вещи такими, как они есть в действительности. Вто­ричные качества существуют лишь в нашем сознании: это цвет, запах, вкус, звук, тепло, холод, боль и т.п.

Локк различает два вида знания: бесспорное и правдоподобное. Бесспорное знание возникает в процессе размышления и в отличие от правдоподобного знания не может быть получено на основе внеш-


Раздел V Философия Нового времени

него опыта. Истина всегда имеет мыслительную форму. Правдопо­добным же Локк называет знание, которое, будучи полученным эм­пирическим путем, еще не прошло сквозь «сито» размышлений, по­этому носит лишь вероятностный характер.

Политические идеи Локка. Локк развивал идею о равенстве воз­можностей разных личностей, что нашло отражение в конституции, написанной им для Северной Каролины. Он считал, что личность от рождения обладает тремя важнейшими правами: на жизнь, на свобо­ду и на собственность, которые могут быть обеспечены только по­средством терпимости людей друг к другу. По Локку, основой права должно быть уважение и самостоятельность любого гражданина, а также признание каждым высокой важности конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: