double arrow

Тема 15. Философия эпохи Просвещения

В истории Западной Европы эпохой Просвещения называется пе­риод между двумя революциями — английской и французской, т.е. между 1688 и 1789 гг. Философия эпохи Просвещения является со­ставной частью философии Нового времени. Главные идеологи Про­свещения — французские мыслители Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри. В Англии видными просветителями являлись Дж. Толанд, Дж. Коллинз, А. Шефтебери, Б. Мандевиль, Д. Пристли, а в Германии — Г. Лессинг, а также мо­лодые И. Кант и И. Фихте.

Характеристика эпохи Просвещения. Для эпохи Просвещения характерным является то, что во главу угла ставится вера в человечес­кий разум, освобожденный от морально-нравственных предрассуд­ков, религиозных догм, суеверий и ложных авторитетов. Просветите­ли хотели с помощью научных знаний изменить человеческие представления, пересмотреть интеллектуальные ценности, сделать разум мерилом всего, что существует. Для этой эпохи особенно ха­рактерно развитие рационализма, материализма и атеизма.

Просвещение охватывает практически все страны Европы (в том числе Россию) как идеологическое движение со своим специфичес­ким характером. Основная идея этого движения в том, что только че­ловеческий разум, а не религиозная вера, способен обеспечить челове­честву достойное существование путем научного и технического прогресса. Именно наука и техника смогут позволить человечеству коренным образом преобразовать в лучшую сторону жизнь людей. Целью жизни людей должно быть благосостояние в этом, а не в за­гробном мире. Один из ярчайших просветителей — Вольтер — гово-

Тема 15. Философия Эпохи Просвещения

рил: «Однажды все станет лучше — вот наша надежда». На этом пути основными препятствиями являются невежество и суеверия людей, которые можно преодолеть, только просвещая самих людей.

Разум в эпоху Просвещения понимается как движущая сила, по­рождающая духовное богатство и ведущая к раскрытию истины. Разум должен опираться только на данные опыта, а не на религиоз­ные догматы или «врожденные истины». Он должен, опираясь на фи­зику и математику, устанавливать связи одного факта с другими и посредством этих операций решать любые проблемы.

Естественная религия, или деизм. Среди просветителей широкое распространение нашла такая форма философско-религиозной веры, как деизм.

Деизм (от лат. аеиз — «бог») — рациональная, или естественная, религия, признающая существование Бога, который является твор­цом мира, но не участвует в жизни природы и общества. Деисты счи­тали, что Бог — это безличное разумное начало, вечное и высшее. Он является истиной разума, а не религиозной веры. При этом деизм признавал возможность будущей жизни, в которой каждому воздает­ся за добро и зло.

Все существующие религии с точки зрения деистов являлись суе­вериями, основанными на страхе и невежестве. Следовательно, необ­ходимо было выяснить истоки этих заблуждений и разоблачить их нелепость, чтобы все могли принять «естественную религию». По Вольтеру, она является совокупностью нравственных принципов, таких как терпимость и свобода, которые являются общими для всего человечества, но независимы от Божественного откровения.

Главный моральный принцип человечества, с точки зрения Воль­тера, сформулирован еще в древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Естественное право и Декларация прав человека. Под естественным правом понималось рациональное право, отражающее объективные. законы природы. Просветители считали, что законы юстиции явля­ются такими же объективными и неизменными, как и законы мате­матики. На основе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, воплощенная в «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 г. Учредительным собранием во время Французской революции. В кратком виде эта Декларация провозгла­шает свободу, всеобщее равенство в правах, право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Закон одинаков для всех и устанавливает точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы личности, вероисповедания, образа мысли, слова. Закон есть выражение общей воли народа, он выработан при непосредственном участии всех граждан. Право собственности —


РазделУ Философия Нового времени

священное и неотчуждаемое. Принципы естественного права легли в основу конституционного устройства демократических государств западного типа, а сегодня становятся теорией и практикой любого правового государства.

Вопросы для самопроверки

1. В эпоху Просвещения человеческий разум, стал рассматриваться как «мера» всего существующего. С идеями каких античных философов пересе­кается данная позиция?

2. Поясните высказывание Г. Лессинга о том, что типичным человечес­ким качеством является не обладание истиной, а страсть или стремление к истине.

3. Как вы понимаете термин «естественная религия»? Совместимы ли термины «естественное» и «религия»? Может ли религия быть естественной?

4. Как вы думаете, можно ли путем просвещения людей решить все мо­ральные проблемы общества? А какие общественные проблемы решаются с помощью революций?

5. Выразите свое отношение к тезису просветителей: «Борьба каждого за его личный интерес должна способствовать всеобщему благосостоянию». Может ли личный эгоизм быть двигателем общественного прогресса?

6. Согласны ли вы с тем, что в обществе каждый должен обладать права­ми и возможностями? И как быть тогда с людьми, наделенными от природы уникальными способностями (допустим, замечательным голосом)? Следует ли делать для них исключения из общих правил?

7. Какие основные идеи содержит в себе Декларация прав человека?

8. Французский материалист-энциклопедист П. Гольбах считал, что дуща — это не более чем проявление движения материальных атомов в нер­вах и мозге. Можно ли что-либо противопоставить его позиции?

9. Гольбах считал, что все в мире предопределено и имеет свою объек­тивную, материальную причину, случайностей нет, а потому человеческая свобода — иллюзия, а жизнь в целом бессмысленна. Какие аргументы вы могли бы выдвинуть в защиту подобной точки зрения? Каково ваше личное •убеждение? На чем оно основано?

10. Чем отличается мнение масс от истины? Всегда ли большинство право? Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Исправьте мнения людей, и нравы их сами собой сделаются чище».

Литература

1. Вольтер. Философские сочинения. М., 1983.

2. Гельвеций К. Соч.- В 2 т. М., 1974.

3. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963.

4. Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986. 5 Длугач Т.Е. Дидро. М., 1975.

6. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

Тема 16 Немецкая классическая философия

7. Кондильяк Э.Б. де Сочинения. М., 1983.

8. Ламетри Ж. Сочинения. М., 1983.

9. Наречий И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М, 1973.

10. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: