Джордж Беркли (1685—1753) с юности изучал философию, в 22— 23 года уже публиковал серьезные философские сочинения. В 25 лет он стал англиканским священником и решил раз и навсегда прекратить споры о существовании Бога. Для этого, полагал он, надо уничтожить основное понятие, из-за которого эти споры возникают, — понятие материи, т.е. доказать, что никакой материи нет вовсе. Потому что если материя существует вне зависимости от нас, от нашего разума, самостоятельно, то это дает основание помыслить о том, что она может существовать и вне зависимости от Бога.
Для решения поставленной задачи Беркли выдвинул два положения:
1) существовать — значит быть воспринимаемьм;
2) все вещи — сущности разума, т.е. имеют существование только в сознании.
В качестве одного из доказательств верности выдвинутых им положений Беркли приводит такой пример. Представим себе вишню. Она имеет определенный цвет, форму, вкус и запах. Цвет и форму мы воспринимаем как зрительное ощущение. Запах — как обоняние. Уберем их, положив вишню в рот. Теперь мы ее не видим, но мы еще знаем, что у нас во рту вишня, так как мы чувствуем ее вкус. Но если убрать и ощущение вкуса (а это бывает при некоторых болезненных состояниях), то мы уже не будем знать, вишня у нас во рту или какой-то другой плод. Останутся только тактильные ощущения. Если убрать и их, то вишня исчезнет. Вывод Беркли: если устраняются ощущения от вещи, а эти ощущения принадлежат лишь нашему сознанию, то устраняется и сама вещь.
|
|
Беркли критически подошел к теории Дж. Локка о первичных и вторичных качествах вещей. Согласно Локку первичные качества на-
Тема 14 Развитие философии Нового времени
холятся в самих телах и опосредованно представлены в наших ощущениях. Это — плотность, протяженность, форма, движение или покой. Локковские первичные качества соответствуют субстанции протяжения Декарта. Для Беркли особенно важен был вопрос «уничтожения» первичных качеств, так как считается, что они не зависят от нашего сознания, следовательно, подтверждают реальность существования материи вне разума.
Беркли пытался доказать, что расстояние, величина и положение предметов не являются качествами, независимыми от субъекта. Например, форма и образ предмета формируются в нашем разуме. Он приводил историю одного слепого от рождения, который после операции обрел способность видеть. Слепорожденный так и не смог соотнести то, что он увидел, с теми представлениями о предметах, которые у него накопились за время, пока он был слепым.
Беркли сделал вывод о том, что нет никакой объективной связи между ощущениями одного типа и ощущениями другого типа. Только опыт, практика и привычка могут показать нам постоянное сосуществование одного типа ощущений с другими. Сама душа создает вещи и придает форму предметам.
|
|
Учение об идеях. Беркли считал, что в действительности мы не видим «вещей», а то, что есть на самом деле, — это «идеи», из которых мы комбинируем «вещи». Существуют только умы, в умах находятся идеи, а идеи, воздействующие на органы чувств, сводятся к ощущениям. Идеи же в сознание человека привносит Бог. Беркли писал об этом так: «Если я при ярком свете открываю глаза, то у меня нет выбора видеть или не видеть, или определять, какие именно предметы должны попасть в мое поле зрения, значит, имеется какая-то другая воля или же другое сознание, дух, который их порождает».
Сам человек тоже способен рождать идеи. Этот процесс называется воображением. Только идеи, рожденные чувствами, сильнее, ярче и живее, отчетливее, чем те, которые создаются воображением. В отличие от человеческого воображения идеи чувств появляются не случайно, но в упорядоченной последовательности, потому что бог по неизменным и постоянным правилам вызывает в нас эти идеи.