Джордж Беркли

Джордж Беркли (1685—1753) с юности изучал философию, в 22— 23 года уже публиковал серьезные философские сочинения. В 25 лет он стал англиканским священником и решил раз и навсегда прекра­тить споры о существовании Бога. Для этого, полагал он, надо унич­тожить основное понятие, из-за которого эти споры возникают, — понятие материи, т.е. доказать, что никакой материи нет вовсе. По­тому что если материя существует вне зависимости от нас, от нашего разума, самостоятельно, то это дает основание помыслить о том, что она может существовать и вне зависимости от Бога.

Для решения поставленной задачи Беркли выдвинул два положе­ния:

1) существовать — значит быть воспринимаемьм;

2) все вещи — сущности разума, т.е. имеют существование только в сознании.

В качестве одного из доказательств верности выдвинутых им по­ложений Беркли приводит такой пример. Представим себе вишню. Она имеет определенный цвет, форму, вкус и запах. Цвет и форму мы воспринимаем как зрительное ощущение. Запах — как обоняние. Уберем их, положив вишню в рот. Теперь мы ее не видим, но мы еще знаем, что у нас во рту вишня, так как мы чувствуем ее вкус. Но если убрать и ощущение вкуса (а это бывает при некоторых болезненных состояниях), то мы уже не будем знать, вишня у нас во рту или какой-то другой плод. Останутся только тактильные ощущения. Если убрать и их, то вишня исчезнет. Вывод Беркли: если устраняются ощущения от вещи, а эти ощущения принадлежат лишь нашему со­знанию, то устраняется и сама вещь.

Беркли критически подошел к теории Дж. Локка о первичных и вторичных качествах вещей. Согласно Локку первичные качества на-

Тема 14 Развитие философии Нового времени

холятся в самих телах и опосредованно представлены в наших ощу­щениях. Это — плотность, протяженность, форма, движение или покой. Локковские первичные качества соответствуют субстанции протяжения Декарта. Для Беркли особенно важен был вопрос «унич­тожения» первичных качеств, так как считается, что они не зависят от нашего сознания, следовательно, подтверждают реальность суще­ствования материи вне разума.

Беркли пытался доказать, что расстояние, величина и положение предметов не являются качествами, независимыми от субъекта. На­пример, форма и образ предмета формируются в нашем разуме. Он приводил историю одного слепого от рождения, который после опе­рации обрел способность видеть. Слепорожденный так и не смог со­отнести то, что он увидел, с теми представлениями о предметах, ко­торые у него накопились за время, пока он был слепым.

Беркли сделал вывод о том, что нет никакой объективной связи между ощущениями одного типа и ощущениями другого типа. Толь­ко опыт, практика и привычка могут показать нам постоянное сосу­ществование одного типа ощущений с другими. Сама душа создает вещи и придает форму предметам.

Учение об идеях. Беркли считал, что в действительности мы не видим «вещей», а то, что есть на самом деле, — это «идеи», из кото­рых мы комбинируем «вещи». Существуют только умы, в умах нахо­дятся идеи, а идеи, воздействующие на органы чувств, сводятся к ощущениям. Идеи же в сознание человека привносит Бог. Беркли писал об этом так: «Если я при ярком свете открываю глаза, то у меня нет выбора видеть или не видеть, или определять, какие именно предметы должны попасть в мое поле зрения, значит, имеется какая-то другая воля или же другое сознание, дух, который их порождает».

Сам человек тоже способен рождать идеи. Этот процесс называет­ся воображением. Только идеи, рожденные чувствами, сильнее, ярче и живее, отчетливее, чем те, которые создаются воображением. В от­личие от человеческого воображения идеи чувств появляются не слу­чайно, но в упорядоченной последовательности, потому что бог по неизменным и постоянным правилам вызывает в нас эти идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: