Жан-Поль Сартр -^французский философ, писатель, политический деятель. Получил широкое признание благодаря своим романам и пьесам, таким как «Тошнота», «Зрелый возраст», «Смерть в душе», «Мухи», «Дьявол и Господь.Бог». Наиболее значимые философские работы — «Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм» и др.
«Сознание — это свобода». Функция сознания — не в наполнении себя вещами мира, а в открытости миру. Но сознание всегда есть сознание чего-то, потому что оно направлено на освоение предметного мира, и чем больше эта направленность, тем дальше оно отстоит от собственного «Я». Изначальная «пустотность», «непредметность» сознания, его незаполненность бытием предполагают многогранные возможности его наполнения. Так Сартр, пришел к определению:
«Сознание — это свобода». Он писал: «То, что мы называем свободой, неотчуждаемо от человеческой реальности. Нельзя сказать, что человек сначала есть, а потом он свободен: между человеческим бытием и свободой не может быть разницы». То есть мы не можем быть не свободными.
|
|
Человек ответствен за свой выбор. Человеческая свобода выражается в возможности выбора. В любой момент времени мы выбираем и сами ответственны за сделанный выбор. Если выбор ведет к провалу нашего жизненного проекта, то никто, кроме самого человека, в этом не виноват. По Сартру, любая жизненная ситуация есть следст-
Тема 20. Экзистенциализм
вие этого выбора. Поясним на примере. Если студент получил неудовлетворительную оценку на экзамене, виноват, не экзаменатор, который его принимал, и не преподаватель, который обучал студента, и не судьба, пославшая «несчастливый» билет, но только сам студент. У него было множество вариантов выбора: не поступать в этот вуз, не поступать в вуз вообще, более тщательно изучать предмет, брать дополнительные консультации, вытянуть другой билет, наконец, просто не приходить на экзамен.
Я и другой. Изучая феномен присутствия в «моем» сознании «другого», Сартр анализирует опыт того, что происходит, когда «другой» смотрит на «меня». Это может быть стыд, смущение, робость. В присутствии взгляда «другого» мы уже не свободны, мы становимся лишь частью какого-то более общего проекта, чем «Я сам».
Когда я один, стыд отсутствует, но появление другого делает меня по отношению к нему объектом, «вещью». В этом смысле стыд есть ощущение деградации человека до «вещи», падения туда, откуда нет возврата. В этом падении под взглядом другого заключается суть конфликта между людьми, так как они торопятся подчинить себе других, чтобы самим не оказаться в подчинении. Сартр устами одного из своих героев говорит: «Ад — это другие».
|
|
«Экзистенциализм — это гуманизм». Так называется небольшая по Объему работа Сартра (1946). В ней философ раскрывает сущность того, что означает экзистенциализм и что значит быть экзистенциалистом. Сартр выделяет ряд наиболее важных аспектов. Первый экзистенциальный аспект: «Человек — это тревога*. Поскольку человек сам себя создает и сам за это несет ответственность, то в нем неминуемо возникает чувство тревоги за себя: а то ли он делает? Второй аспект, который выделяет Сартр, — «Заброшенность человека*, означающая, что мы не выбираем условия, в которых рождаемся. Кроме того, будучи однажды заброшенными в мир, мы остаемся один на один со своей свободой, нам невозможно от нее отказаться и мы целиком ответственны за все, что делаем. Третий аспект: «Отчаяние*. Отчаяние — это действие без надежды. Мы пытаемся делать лишь то, что зависит от нашей воли, но в то же время у нас нет гарантии, что произойдет именно то, на что мы надеемся.
По Сартру, быть экзистенциалистом — значит видеть назначение человека в изобретении и расшифровке себя самого. Человек представляет собой сумму поступков и действий. Поступок определяет человеческую сущность. Если человек считает, что при определенных условиях он мог бы стать хорошим музыкантом, но не стал им, то это значит только то, что он и не мог им стать. А если мог, то и стал им. И это положение относится ко всему. «Надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды
Раздел VII. Современная западная философия
позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания....Человек есть не что иное, как ряд его поступков, что он есть сумма, организация, совокупность отношений, из которых составляются эти поступки».
Вопросы для самопроверки
1. Что является основной темой экзистенциализма, какие вопросы решает эта философия?
2. Что означает термин «пограничная ситуация»? Какую роль в жизни человека играют «пограничные ситуации»? Какова главная «пограничная ситуация» в жизни любого человека и в чем состоит ее роль?
3. Определите отличие религиозного экзистенциализма от атеистического.
4. Как вы понимаете положение экзистенциализма, что человек делает себя сам? Приведите свои примеры.
5. Что означает «заброшенность» человека? Является ли это обстоятельством, которое оправдывает те или иные его поступки?
6. Докажите одно из двух утверждений: либо человек свободен и имеет выбор в-любой ситуации, либо существуют ситуации, в которых от человека ничего не зависит. Разберите следующий пример: человек на войне получает контузию и в бессознательном состоянии попадает в плен. Свободен ли он был в своем выборе?
7. В чем, по Хайдеггеру, заключается сущность человека? Как вы поняли термин «здесь-бытие»?
8. Что понимается под неподлинным существованием и почему оно неизбежно?
9. Как обнаруживается подлинное существование и какую роль в жизни человека играет «бытие-к-смерти»?
10. Что Сартр понимает под человеческой свободой? Каким образом она осуществляется?
Литература
1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998. 1 Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.
3. Зотов А.Ф., Мельвшь Ю.К. Западная философия XX века. Учебное пособие. М„ 1998.
4. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
5. Мерло-Почти М. Око и дух. М., 1992.
6. Пассмор Д. Сто лет философии. М., 1998.
7. Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1994.
8. Сумерки богов. Сборник. М., 1989.
9. Хайдеггер М. БытиедГвремя. М., 1997.
10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Тема 21. Герменевтика