Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр -^французский философ, писатель, политичес­кий деятель. Получил широкое признание благодаря своим романам и пьесам, таким как «Тошнота», «Зрелый возраст», «Смерть в душе», «Мухи», «Дьявол и Господь.Бог». Наиболее значимые философские ра­боты — «Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм» и др.

«Сознание — это свобода». Функция сознания — не в наполнении себя вещами мира, а в открытости миру. Но сознание всегда есть со­знание чего-то, потому что оно направлено на освоение предметного мира, и чем больше эта направленность, тем дальше оно отстоит от собственного «Я». Изначальная «пустотность», «непредметность» со­знания, его незаполненность бытием предполагают многогранные возможности его наполнения. Так Сартр, пришел к определению:

«Сознание — это свобода». Он писал: «То, что мы называем свобо­дой, неотчуждаемо от человеческой реальности. Нельзя сказать, что человек сначала есть, а потом он свободен: между человеческим бы­тием и свободой не может быть разницы». То есть мы не можем быть не свободными.

Человек ответствен за свой выбор. Человеческая свобода выража­ется в возможности выбора. В любой момент времени мы выбираем и сами ответственны за сделанный выбор. Если выбор ведет к прова­лу нашего жизненного проекта, то никто, кроме самого человека, в этом не виноват. По Сартру, любая жизненная ситуация есть следст-

Тема 20. Экзистенциализм

вие этого выбора. Поясним на примере. Если студент получил не­удовлетворительную оценку на экзамене, виноват, не экзаменатор, который его принимал, и не преподаватель, который обучал студен­та, и не судьба, пославшая «несчастливый» билет, но только сам сту­дент. У него было множество вариантов выбора: не поступать в этот вуз, не поступать в вуз вообще, более тщательно изучать предмет, брать дополнительные консультации, вытянуть другой билет, нако­нец, просто не приходить на экзамен.

Я и другой. Изучая феномен присутствия в «моем» сознании «дру­гого», Сартр анализирует опыт того, что происходит, когда «другой» смотрит на «меня». Это может быть стыд, смущение, робость. В при­сутствии взгляда «другого» мы уже не свободны, мы становимся лишь частью какого-то более общего проекта, чем «Я сам».

Когда я один, стыд отсутствует, но появление другого делает меня по отношению к нему объектом, «вещью». В этом смысле стыд есть ощущение деградации человека до «вещи», падения туда, откуда нет возврата. В этом падении под взглядом другого заключается суть кон­фликта между людьми, так как они торопятся подчинить себе других, чтобы самим не оказаться в подчинении. Сартр устами одного из своих героев говорит: «Ад — это другие».

«Экзистенциализм — это гуманизм». Так называется небольшая по Объему работа Сартра (1946). В ней философ раскрывает сущность того, что означает экзистенциализм и что значит быть экзистенциа­листом. Сартр выделяет ряд наиболее важных аспектов. Первый эк­зистенциальный аспект: «Человек — это тревога*. Поскольку человек сам себя создает и сам за это несет ответственность, то в нем неми­нуемо возникает чувство тревоги за себя: а то ли он делает? Второй аспект, который выделяет Сартр, — «Заброшенность человека*, озна­чающая, что мы не выбираем условия, в которых рождаемся. Кроме того, будучи однажды заброшенными в мир, мы остаемся один на один со своей свободой, нам невозможно от нее отказаться и мы це­ликом ответственны за все, что делаем. Третий аспект: «Отчаяние*. Отчаяние — это действие без надежды. Мы пытаемся делать лишь то, что зависит от нашей воли, но в то же время у нас нет гарантии, что произойдет именно то, на что мы надеемся.

По Сартру, быть экзистенциалистом — значит видеть назначение человека в изобретении и расшифровке себя самого. Человек пред­ставляет собой сумму поступков и действий. Поступок определяет че­ловеческую сущность. Если человек считает, что при определенных условиях он мог бы стать хорошим музыкантом, но не стал им, то это значит только то, что он и не мог им стать. А если мог, то и стал им. И это положение относится ко всему. «Надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды


Раздел VII. Современная западная философия

позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рух­нувшие надежды, как напрасные ожидания....Человек есть не что иное, как ряд его поступков, что он есть сумма, организация, сово­купность отношений, из которых составляются эти поступки».

Вопросы для самопроверки

1. Что является основной темой экзистенциализма, какие вопросы реша­ет эта философия?

2. Что означает термин «пограничная ситуация»? Какую роль в жизни человека играют «пограничные ситуации»? Какова главная «пограничная си­туация» в жизни любого человека и в чем состоит ее роль?

3. Определите отличие религиозного экзистенциализма от атеистичес­кого.

4. Как вы понимаете положение экзистенциализма, что человек делает себя сам? Приведите свои примеры.

5. Что означает «заброшенность» человека? Является ли это обстоятель­ством, которое оправдывает те или иные его поступки?

6. Докажите одно из двух утверждений: либо человек свободен и имеет выбор в-любой ситуации, либо существуют ситуации, в которых от человека ничего не зависит. Разберите следующий пример: человек на войне получает контузию и в бессознательном состоянии попадает в плен. Свободен ли он был в своем выборе?

7. В чем, по Хайдеггеру, заключается сущность человека? Как вы поняли термин «здесь-бытие»?

8. Что понимается под неподлинным существованием и почему оно не­избежно?

9. Как обнаруживается подлинное существование и какую роль в жизни человека играет «бытие-к-смерти»?

10. Что Сартр понимает под человеческой свободой? Каким образом она осуществляется?

Литература

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998. 1 Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.

3. Зотов А.Ф., Мельвшь Ю.К. Западная философия XX века. Учебное по­собие. М„ 1998.

4. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

5. Мерло-Почти М. Око и дух. М., 1992.

6. Пассмор Д. Сто лет философии. М., 1998.

7. Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1994.

8. Сумерки богов. Сборник. М., 1989.

9. Хайдеггер М. БытиедГвремя. М., 1997.

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Тема 21. Герменевтика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: