Мартин Хайдеггер

Сущность человека состоит в экзистенции. Мартин Хайдеггер — немецкий философ, ученик Гуссерля. Книга Хайдеггера «Бытие и время» (1927) оказала мощнейшее влияние на всю современную ев­ропейскую мысль. В ней он, в частности, задается целью понять, через какое сущее можно постичь смысл бытия.

Есть особое сущее, которое вопрошает о смысле своего бытия, — это человек, но человек также такое сущее, которое не позволяет свести себя просто к бытию (по Хайдеггеру — к «просто-присутст-вию»). Человек не может быть только объектом, т.е. вещью среди вещей. Он есть сущее, для которого вещи выступают как присутст­вующие. Сущность же человека в экзистенции.

Экзистенция, по Хайдеггеру, — это способ бытия, заставляющий нас среди других имеющихся способов искать нечто, обозначаемое философом как «здесь-бытие». Главное свойство «здесь-бытия» — «бытие-в-возможности», т.е. то, что может быть. Например, Лев Тол­стой, пока не написал свои знаменитые романы, не был Львом Толс­тым — гениальным писателем. Таковым он был лишь в потенции, или в возможности. «Здесь-бытие» — такое сущее, к которому чело­век идет в процессе экзистенциального решения «быть или не быть», заставляющее индивида выбирать, кем быть.

Человек как проект. Человек есть проект, так как его бытие — это «бытие, могущее быть». Хайдеггер называет это термином «бытие-в-мире». Поскольку человек проективен, то, следовательно, окружаю­щий мир — это прежде всего комплекс инструментов для реализации проекта человека. Бытие вещей мира определяется лишь в той степе­ни, в которой они могут «быть используемыми человеком». Человек, используя вещи мира, изменяет и сам мир, а меняя мир, формирует и изменяет самого себя. В использовании вещей мира в качестве ин-

Тема 20. Экзистенциализм

струментов для реализации своего жизненного проекта выражается свобода человека.

Познание мира а забота о других. Человек есть раскрытие мира. Человек постигает что-либо, когда знает, чтб с этим можно сделать, так же как он познает себя, когда определяет, чем он может быть. Для раскрытия индивидуального «Я» необходимы другие индивиду­альности, поэтому Хайдеггер в качестве базовой структуры отноше­ний между людьми («бытие-с-другими») выделяет заботу о других. Забота о других реализуется в двух направлениях:

1) «освобождение других от забот», что, по Хайдеггеру, является неподлинным существованием, а только совместным бытованием;

2) «помощь ближнему в.завоевании свободы и взятии ответствен­ности на себя» — это модель подлинной экзистенции.

Неизбежность неподлинной экзистенции. Одна из форм неподлин­ного существования — это анонимность. Она характеризуется пусто­словием, любопытством, суетностью и двусмысленностью. Аноним­ную экзистенцию четко характеризует расхожее выражение: «Это так потому, что так говорится». То есть человек перекладывает ответст­венность за принятие решений на чужие плечи, причем зачастую не­известно чьи — «анонимные».

Человек — существо проективное, а потому неизбежно выбирает какой-либо жизненный проект, т.е. кем ему быть. Проблема заклю­чается в том, что любой выбор ведет человека к неподлинной экзис­тенции. Человек растворяется в мире вещей при попытке раскрыться через использование этих вещей. Вещи помогают ему социализовать-ся, т.е. установить те или иные общественные отношения, и в обще­нии с другими оставаться на уровне «фактов», что проявляется через язык. Но наполненность языка индивидуума «фактами» реализации других через вещи мира неминуемо ведет к пустословию, двусмыс­ленности и неподлинной экзистенции. Вырваться из этого «заколдо­ванного круга» практически невозможно. Человек не может избежать выбора и в любом случае на что-то решается (даже на то, чтобы ни­чего не предпринимать — это тоже выбор), а это непременно ведет к неподлинной экзистенции. И только совесть взывает человека к под­линному существованию, к поиску истинного смысла бытия.

«Бытие-к-смерти». Осознание подлинного бытия происходит на фоне осознания невозможности избежать смерти. Поэтому смерть является наибольшей реальностью, а подлинная экзистенция есть кроме всего прочего «бытие-к-смерти». Если человек находит муже­ство стать лицом к лицу к своему Небытию, Ничто, то перед ним от­крываются те локусы (от лат. 1оси5 — «место», «локализация») собст­венного бытия, которые недостижимы для смерти, которые и следует выбирать для наполнения своей жизни подлинным бытием.


Раздел VII. Современная западная философия

Будущее как характеристика экзистенциальное/ни. Из всех времен­ных детерминации — прошлое, настоящее и будущее — наиболее важной, по Хайдеггеру, является будущее, так как существенная ха­рактеристика человеческой экзистенциальности — проектирование себя. А проектирование — это устремление вперед, в «видение-себя-самого» в будущем. Будущее, напоминая человеку о его конечности, является «бытием-к-смерти», т.е. дает возможность осуществления подлинного бытия.

Выводы Хайдеггера о времени. Хайдеггер, анализируя время, делает о нем следующие выводы:

• то понимание времени, которое выражено здравым смыслом и научными понятиями, не является подлинным. Это вещное время (вещественное, значит, неподлинное);

• подлинная экзистенция показывает ничтожность всех челове­ческих проектов и дает ему сконцентрироваться на собственном, ин­дивидуальном времени;

• история и бытие едины по своей структуре. Следовательно, бытие исторично, т.е. имеет длительность во времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: