Ранний позитивизм и эмпириокритицизм

Позитивизм (от лат. розШуш — положительный) — не только фи­лософское, но и общекультурное явление, которое в Европе получи­ло расцвет с 1840 г. и лидировало вплоть до начала Первой мировой войны. В тех или иных формах позитивизм существует и в наши дни. Термин «позитивизм» введен французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857) — одним из основателей данного философского

направления.

Основная идея позитивизма заключается в том, что позитивное, т.е. конкретное знание может быть получено только как результат су­губо научного познания. Философия же в качестве особого, отличного от научного инструмента познания бесполезна и в лучшем случае может использоваться как обобщение тех методов, которые применя­ет научное познание. -—

В процессе своего развития позитивизм прошел три основные

стадии:

• ранний (или «первый») позитивизм. Он связан с именами О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, П. Лаффита, И. Тэна, Э. Рена-на, Н. Михайловского;

• эмпириокритицизм или махизм. Конец XIX — начало XX в. связан с именами Р. Авенариуса, Э. Маха, А. Пуанкаре, А. Богданова

и др.;

• неопозитивизм (логический позитивизм или аналитическая фи­лософия) возник в 20-х гг. XX в. Представители — Б. Рассел, Л. Вит-

генштейн и др.

Эти стадии могут быть объединены в единое движение мысли благодаря следующим общим принципам:

1) изучению поддается только мир явлений. Философия как уче­ние о невидимых сущностях и субстанциях должна быть устранена;


Раздел VII. Современная западная философия

2) единственным предметом философии как строгой науки дол­жен быть процесс научного познания;

3) научные методы, которые используются при изучении приро­ды, применимы и при изучении общества и человека;

4) наука выступает не только как модель человеческого познания, но и основным средством переустройства и совершенствования жизни.

Ранний позитивизм

«Закон трех стадий» О. Конта. Согласно Конту человечество в своем развитии проходит три стадии. Первая — теологическая, когда все явления рассматривались как объекты воздействия сверхъ­естественных сил. Вторая —метафизическая, когда все в мире объяс­няется действием неких абстрактных отвлеченных начал, сил или идей. Третья — позитивная (или научная), когда от абстрактных рас­суждений о происхождении и судьбах мира переходят к познанию конкретных явлений и фактов, опираясь на наблюдения. Философия становится инструментом упорядочивания наук, способом выявле­ния общих для всех наук законов.

Эволюционный позитивизм Г. Спенсера. Видный представитель раннего позитивизма английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903) пытался охватить все имеющееся на тот момент человеческое знание и свести его в единую систему, а роль филосо­фии определял как «познание на ступени максимального обобще­ния». По его мнению, философия должна унифицировать знание и выявить общие принципы, лежащие в основе всего, что существует. Такими принципами, по Спенсеру, являются неуничтожимость мате­рии, непрерывность движения, силовое сопротивление. Наиболее общий — принцип изменения всего сущего.

Направление, развиваемое Спенсером, можно^назвать эволюци­онным позитивизмом. Еще до опубликования 'Ч. Дарвином своей знаменитой книги «Происхождение видов» Спенсером уже были на­писаны и опубликованы ряд работ, развивающих эволюционную тео­рию. Действие принципа эволюционизма он видел не только в живой природе, но и в развитии космоса и общества с его социальными структурами. Поэтому он критиковал любое вмешательство в естест­венный ход событий, был против государственного планирования и ограничений, горячо поддерживал свободу конкуренции. Всякое вме­шательство в естественный процесс общественной эволюции, по его мнению, ведет к биологическому вырождению, так как помогает вы­живать слабым («худшим») за счет тех, кто «лучше», ослабляя тех, кто

Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм

является сильным. Спенсер призывал ограничить государственную социальную поддержку бедных слоев населения и не брать на себя

заботу о воспитании детей.

Джон Стюарт Милаь (1806—1873), английский философ, психо­лог, социолог и экономист главным методом научной философии считал индуктивную логику. Он выступал против торжествовавшего до него мнения о том, что простые и ясные теории строятся благода­ря существованию неких самоочевидных истин или «первых сущнос­тей». Простота теории связывалась им лишь с ее логической структу­рой, последовательным выведением одних характеристик из других.

В основе философии согласно учению Милля лежит психология, которая указывает на то, что в реальности нам даны только те или иные ощущения, а имеющиеся в нашем разуме термины и понятия — всего лишь языковые названия. Все достоверное знание строится только благодаря имеющемуся у нас чувственному опыту. Какие-либо умозак­лючения на основе обобщения опыта (силлогизмы) — лишь полезные обобщения, помогающие удерживать в памяти частные случаи.

Моральные ценности не являются врожденными и неизменными (априорными), напротив, они эмпиричны и изменчивы. О счастье он пишет следующее: «Я полагаю приемлемой мораль пользы, или принцип максимального счастья, согласно которому действия спра­ведливы в той мере, в какой они увеличивают счастье, и несправед­ливы, когда они ведут к противоположному состоянию. Под счастьем подразумевается удовольствие и отсутствие страдания».

Милль считал, что объективно достойные цели жизни — это до­стижение счастья других людей, содействие возможно большему счастью всех, прогресс человечества и искусства, а индивидуальные жизненные наслаждения приносят удовлетворение только тогда, когда они реализуются в процессе достижения высоких целей и идеа­лов, отличающихся от наших обыденных желаний.

Эмпириокритицизм

Термин «эмпириокритицизм» введен швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843—1896) и буквально означает критику опыта. Кроме Авенариуса создателем этого направления в позитивизме является также австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838—1916). Их идеи складывались почти одновременно и независимо друг от друга, но имеют много общего. В то же время Мах «открещивался» от Авенариуса, считая себя в отличие от последнего в первую очередь уче­ным, а не философом. Они были согласны с мнением ранних позити­вистов о необходимости упразднения прежней философии. При этом


Раздел VII. Современная западная философия

Мах пытался освободить йауку от философской метафизики, а Авена­риус старался создать философию как строгую науку.

«Естественное понятие мира». Авенариус призывает вернуться к «естественному понятию мира», которое искажено, поскольку на наше понятие о мире воздействует наш опыт, под которым понима­ется все: от идей и индивидуального восприятия образов предметов до различных- исторически сложившихся представлений, верований, знаний, конкретного жизненного опыта, различающегося у людей из различных социальных слоев. Критика призвана очистить понятие о мире от разночтений, от философских спекуляций и получить уни­версальную концепцию мира, значимую для всех.

Отсутствие дуальности мира. Интересна идея Авенариуса о един­стве индивида и среды посредством опыта. Он пишет: «Когда, напри­мер, говорят: «Я вижу дерево», — это значит: «Я и дерево есть содержа­ние одной и той же данности»», т.е. в данном описании происходит взаимодействие внешней среды и нервной системы индивида (интер­акция). Поэтому Авенариус считает, что существуют только разные виды биологической зависимости индивида от среды, но нет никакого реального различия между физическим и психическим, между вещью и мыслью. А отсюда следует вывод: нет никакой дуальности (двойной природы) мира и споры о первенстве материального или идеального начала бесплодны, поскольку между материей и духом нет реальной разницы, а все наши представления о внешнем опыте обусловлены лишь устройством нашей нервной системы.

Принцип экономии мышления и учение об «элементах». Мах распро­страняет на человека и человеческое познание учение Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе. В основе общест­венной жизни и науки лежит удовлетворение исходных биологичес­ких потребностей, таких, например, как потребность в самосохране­нии. Отсюда вытекает необходимость приспособления организма к фактам, что ведет, в свою очередь, к экономии мышления в позна­нии. С этим принципом связано представление о том, что наука должна лишь описывать наблюдаемые явления. Объяснительная же часть научного знания в виде гипотез и абстрактных понятий необхо­дима в качестве своеобразных строительных лесов на начальном этапе познания фактов, которые затем становятся излишними. Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре науки: «Ясное и полное научное описание делает бесполез­ным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении». Вся наука состоит из описаний взаимозависимостей и классификаций, что является в то же время принципом экономии усилий, следова­тельно, сущность науки заключается в экономии мышления. Прин-

Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм

цип наименьшей траты сил, экономии мышления — основной прин­цип, которым должна руководствоваться ^наука.

Принцип «описывать наблюдаемое» Мах доводит до выделения элементарных чувственных данных, или «элементов», которые лежат в основе всего познания — ощущений слуховых, зрительных, вкусо­вых и т.д. Все науки имеют один и тот же предмет — чувственно дан­ные элементы, и лишь по-разному раскрывают зависимость между этими элементами. Понятия «вещи» и «Я» — условные наименова­ния комплексов одних и тех же элементов. Отсюда следует, что про­блема отношения нашего Я (сознания) к вещам и телу (что первично и что вторично) имеет мнимый характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: