Позитивизм (от лат. розШуш — положительный) — не только философское, но и общекультурное явление, которое в Европе получило расцвет с 1840 г. и лидировало вплоть до начала Первой мировой войны. В тех или иных формах позитивизм существует и в наши дни. Термин «позитивизм» введен французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857) — одним из основателей данного философского
направления.
Основная идея позитивизма заключается в том, что позитивное, т.е. конкретное знание может быть получено только как результат сугубо научного познания. Философия же в качестве особого, отличного от научного инструмента познания бесполезна и в лучшем случае может использоваться как обобщение тех методов, которые применяет научное познание. -—
В процессе своего развития позитивизм прошел три основные
стадии:
• ранний (или «первый») позитивизм. Он связан с именами О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, П. Лаффита, И. Тэна, Э. Рена-на, Н. Михайловского;
• эмпириокритицизм или махизм. Конец XIX — начало XX в. связан с именами Р. Авенариуса, Э. Маха, А. Пуанкаре, А. Богданова
и др.;
• неопозитивизм (логический позитивизм или аналитическая философия) возник в 20-х гг. XX в. Представители — Б. Рассел, Л. Вит-
генштейн и др.
Эти стадии могут быть объединены в единое движение мысли благодаря следующим общим принципам:
1) изучению поддается только мир явлений. Философия как учение о невидимых сущностях и субстанциях должна быть устранена;
Раздел VII. Современная западная философия
2) единственным предметом философии как строгой науки должен быть процесс научного познания;
3) научные методы, которые используются при изучении природы, применимы и при изучении общества и человека;
4) наука выступает не только как модель человеческого познания, но и основным средством переустройства и совершенствования жизни.
Ранний позитивизм
«Закон трех стадий» О. Конта. Согласно Конту человечество в своем развитии проходит три стадии. Первая — теологическая, когда все явления рассматривались как объекты воздействия сверхъестественных сил. Вторая —метафизическая, когда все в мире объясняется действием неких абстрактных отвлеченных начал, сил или идей. Третья — позитивная (или научная), когда от абстрактных рассуждений о происхождении и судьбах мира переходят к познанию конкретных явлений и фактов, опираясь на наблюдения. Философия становится инструментом упорядочивания наук, способом выявления общих для всех наук законов.
Эволюционный позитивизм Г. Спенсера. Видный представитель раннего позитивизма английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820—1903) пытался охватить все имеющееся на тот момент человеческое знание и свести его в единую систему, а роль философии определял как «познание на ступени максимального обобщения». По его мнению, философия должна унифицировать знание и выявить общие принципы, лежащие в основе всего, что существует. Такими принципами, по Спенсеру, являются неуничтожимость материи, непрерывность движения, силовое сопротивление. Наиболее общий — принцип изменения всего сущего.
Направление, развиваемое Спенсером, можно^назвать эволюционным позитивизмом. Еще до опубликования 'Ч. Дарвином своей знаменитой книги «Происхождение видов» Спенсером уже были написаны и опубликованы ряд работ, развивающих эволюционную теорию. Действие принципа эволюционизма он видел не только в живой природе, но и в развитии космоса и общества с его социальными структурами. Поэтому он критиковал любое вмешательство в естественный ход событий, был против государственного планирования и ограничений, горячо поддерживал свободу конкуренции. Всякое вмешательство в естественный процесс общественной эволюции, по его мнению, ведет к биологическому вырождению, так как помогает выживать слабым («худшим») за счет тех, кто «лучше», ослабляя тех, кто
Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм
является сильным. Спенсер призывал ограничить государственную социальную поддержку бедных слоев населения и не брать на себя
заботу о воспитании детей.
Джон Стюарт Милаь (1806—1873), английский философ, психолог, социолог и экономист главным методом научной философии считал индуктивную логику. Он выступал против торжествовавшего до него мнения о том, что простые и ясные теории строятся благодаря существованию неких самоочевидных истин или «первых сущностей». Простота теории связывалась им лишь с ее логической структурой, последовательным выведением одних характеристик из других.
В основе философии согласно учению Милля лежит психология, которая указывает на то, что в реальности нам даны только те или иные ощущения, а имеющиеся в нашем разуме термины и понятия — всего лишь языковые названия. Все достоверное знание строится только благодаря имеющемуся у нас чувственному опыту. Какие-либо умозаключения на основе обобщения опыта (силлогизмы) — лишь полезные обобщения, помогающие удерживать в памяти частные случаи.
Моральные ценности не являются врожденными и неизменными (априорными), напротив, они эмпиричны и изменчивы. О счастье он пишет следующее: «Я полагаю приемлемой мораль пользы, или принцип максимального счастья, согласно которому действия справедливы в той мере, в какой они увеличивают счастье, и несправедливы, когда они ведут к противоположному состоянию. Под счастьем подразумевается удовольствие и отсутствие страдания».
Милль считал, что объективно достойные цели жизни — это достижение счастья других людей, содействие возможно большему счастью всех, прогресс человечества и искусства, а индивидуальные жизненные наслаждения приносят удовлетворение только тогда, когда они реализуются в процессе достижения высоких целей и идеалов, отличающихся от наших обыденных желаний.
Эмпириокритицизм
Термин «эмпириокритицизм» введен швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843—1896) и буквально означает критику опыта. Кроме Авенариуса создателем этого направления в позитивизме является также австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838—1916). Их идеи складывались почти одновременно и независимо друг от друга, но имеют много общего. В то же время Мах «открещивался» от Авенариуса, считая себя в отличие от последнего в первую очередь ученым, а не философом. Они были согласны с мнением ранних позитивистов о необходимости упразднения прежней философии. При этом
Раздел VII. Современная западная философия
Мах пытался освободить йауку от философской метафизики, а Авенариус старался создать философию как строгую науку.
«Естественное понятие мира». Авенариус призывает вернуться к «естественному понятию мира», которое искажено, поскольку на наше понятие о мире воздействует наш опыт, под которым понимается все: от идей и индивидуального восприятия образов предметов до различных- исторически сложившихся представлений, верований, знаний, конкретного жизненного опыта, различающегося у людей из различных социальных слоев. Критика призвана очистить понятие о мире от разночтений, от философских спекуляций и получить универсальную концепцию мира, значимую для всех.
Отсутствие дуальности мира. Интересна идея Авенариуса о единстве индивида и среды посредством опыта. Он пишет: «Когда, например, говорят: «Я вижу дерево», — это значит: «Я и дерево есть содержание одной и той же данности»», т.е. в данном описании происходит взаимодействие внешней среды и нервной системы индивида (интеракция). Поэтому Авенариус считает, что существуют только разные виды биологической зависимости индивида от среды, но нет никакого реального различия между физическим и психическим, между вещью и мыслью. А отсюда следует вывод: нет никакой дуальности (двойной природы) мира и споры о первенстве материального или идеального начала бесплодны, поскольку между материей и духом нет реальной разницы, а все наши представления о внешнем опыте обусловлены лишь устройством нашей нервной системы.
Принцип экономии мышления и учение об «элементах». Мах распространяет на человека и человеческое познание учение Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе. В основе общественной жизни и науки лежит удовлетворение исходных биологических потребностей, таких, например, как потребность в самосохранении. Отсюда вытекает необходимость приспособления организма к фактам, что ведет, в свою очередь, к экономии мышления в познании. С этим принципом связано представление о том, что наука должна лишь описывать наблюдаемые явления. Объяснительная же часть научного знания в виде гипотез и абстрактных понятий необходима в качестве своеобразных строительных лесов на начальном этапе познания фактов, которые затем становятся излишними. Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре науки: «Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении». Вся наука состоит из описаний взаимозависимостей и классификаций, что является в то же время принципом экономии усилий, следовательно, сущность науки заключается в экономии мышления. Прин-
Тема 22. Позитивизм и неопозитивизм
цип наименьшей траты сил, экономии мышления — основной принцип, которым должна руководствоваться ^наука.
Принцип «описывать наблюдаемое» Мах доводит до выделения элементарных чувственных данных, или «элементов», которые лежат в основе всего познания — ощущений слуховых, зрительных, вкусовых и т.д. Все науки имеют один и тот же предмет — чувственно данные элементы, и лишь по-разному раскрывают зависимость между этими элементами. Понятия «вещи» и «Я» — условные наименования комплексов одних и тех же элементов. Отсюда следует, что проблема отношения нашего Я (сознания) к вещам и телу (что первично и что вторично) имеет мнимый характер.