Лев Шестов — псевдоним Льва Исааковича ШварЦмана (1866— 1938). Как и многие другие известные мыслители России, он не принял Октябрьскую революцию и в 1919 г. эмигрировал в Европу.
Задачи философии. Задачу философии Шестов видел в том, чтобы «научить человека жить в неизвестности». Он считал, что человек более всего боится неизвестности и прячется от нее за различными догмами. Поэтому философия должна не успокаивать, а смущать людей. Она необходима человеку для того, чтобы найти ответы на «проклятые вопросы». Под таковыми имеются в виду вопросы смысла жизни, сущности смерти, бытия Бога и бытия с Богом, «в чем мое предназначение?», «какова моя судьба?». В философии и литературе накопилось множество готовых ответов на такие вопросы. Но Шестов считал, что принятие любого определенного мировоззрения-ответа является «темницей ищущего духа». Любая система пытается объяснить мир так, чтобы в жизни стало все ясно и понятно. Шестов сомневался в пользе таких объяснений. Он считал, что не может быть ничего ясного и понятного. Все необычайно загадочно и таинственно в мире.
|
|
Реальность непостижимого. Шестов выступал против традиционной философии. Существует только одна реальность — реальность непостижимого, абсурдного, иррационального, не вмещающегося в разум и знание, противоречащего им, восстающего против логики, против всего, что составляет привычный мир. Наш мир идеализиро-
Раздел VIII Русская философия
ван нами, а потому представления о нем ложны и обманчивы. Эти иллюзии кажутся нам прочными и устойчивыми. Но в любой момент может всплыть непредвиденная реальность. Поскольку созданная нами реальность является иллюзорной, то вновь возникшая реальность может привести к катастрофе привычную жизнь.
Мысли Шестова оказались пророческими: внезапно всплывшая реальность посткоммунистического мира на развалинах СССР оказалась для многих его бывших граждан настоящей трагедией.
Шестов отрицал истины разума. Он разочаровался в разуме, потому что тот не дает человеку примирения с действительностью и ничего не знает о такой вечной тайне, как смерть. Разум пытается успокоить человека, но лишь путем обмана, увода его от действительности. И тем не менее человек предпочитает «надежность» разума таинственной и парадоксальной свободе веры. Людям нужен не Бог, а гарантии. Кто в состоянии создать иллюзию этих гарантий, тот и станет для них Богом.
Поиски истины. Шестов считал, что вся история философии — это история искания истины. При этом тому или иному мыслителю мало просто обладать истиной, ему обязательно надо, чтобы это была истина «для всех». При этом Шестов был уверен, что подлинная истина не выводима с помощью логики и, следовательно, противоположна истинам науки и человеческой морали.
|
|
Истина не принадлежит миру, она надмирна, сродни чуду и находится по ту сторону разума. Истина есть Бог. Чудо и загадочность — основополагающие качества бытия, а всякое бытие уже является чудом. Шестов считает, что детей с детства неправильно учат, опровергая чудо: «Что, например, понимает современный человек в словах «естественное развитие мира»? Забудьте на одну минуту «школу», и сразу убедитесь, что развитие мира ужасно неестественно: естественно было бы, если бы не было ничего — ни мира, ни развития».
Экзистенциальная философия Шестова. Экзистенциальную философию Шестов разработал в позднейший период своего творчества под влиянием работ С. Кьеркегора. В представлении Шестова жизнь — это творчество, непредсказуемость и свобода. Жизнь — это чудо, предоставляющее неограниченные возможности. «Живое» — это истинная, настоящая реальность, все, что противоположно покою.
Смерть имеет прямое отношение к человеческому существованию. Она необходима для «оживления» жизни, потому что «чтоб был великий восторг, нужен великий ужас». Одной из основных черт индивидуального человеческого существования Шестов считал непостоянство, хотя оно и раздражает окружающих личность людей (в сущности, тоже являющихся непостоянными). Однако именно с ним связаны понятия
Тема 28 Черты русской философии конца ХК — середины XX в
подлинной жизни и свободы. Они позволяют человеку восставать против обыденности и необходимости, допускают его творчество. Только в этом случае человек по-настоящему и начинается.
Творчество, по Шестову — это универсальная характеристика подлинного мира, прерывистость, скачок, в результате которого из ничего рождается небывалое, неизвестное. В творчестве существование человека предстает как начало, не имеющее конца.