Николай Онуфриевич Лосский (1870—1960) сам свою философскую систему называет интуитивизмом или «мистическим эмпиризмом». Под интуитивизмом он понимает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. «Чтобы познать предмет, — пишет Лосский, — нужно иметь его в сознании, т.е. достигнуть того, чтобы он вступил в кругозор сознания познающего субъекта, стал имманентным сознанию». Таким образом, Лосский провозглашает принцип своей философской концепции: «Все имманентно всему!» (от лат. ттапепз — пребывающий внутри).
Созерцание других сущностей такими, какими они являются сами по себе, возможно потому, что мир есть некое органическое целое^ а познающий субъект — это некое сверхвременное и сверх-проетранственное бытие, тесно связанное с целым миром. Именно органическое единство мира и тесная связь между его частями есть условие возможности интуиции.
|
|
Теория интуиции. Чувственные качества объекта (цвет, звук, тепло) принадлежат к реальным объектам внешнего мира, но все это богатство объекта связано с человеческим Я только подсознательно. Мы познаем всегда только малую часть объекта, те его стороны, которые представляют для нас интерес. Наше познание всегда отрывочно, так как человеческие возможности ограниченны. Разные личности, осознавая объект, производят отбор различных сторон объекта, содержащихся в подсознании, и поэтому в сознании у них выводятся различные характеристики объекта.
Учение о субстанциональных деятелях. Всякие события в мире совершаются сверхвременными и сверхпространственными деятелями, каждый из которых является действительной либо потенциальной личностью, наделенной творческой силой и творящей те или иные события. Такие деятельные сущности обозначаются Лосским термином «субстанциональный деятель».
Субстанциональные деятели творят все познавательные акты, все события и процессы, все реальное бытие. Любая личность является субстанциональным деятелем, но не любой субстанциональный деятель — человеческая личность. Даже электроны и протоны являются субстанциональными деятелями, они обладают личностными характеристиками. Так как по степени своего развития субстанциональные деятели глубоко отличаются друг от друга, то Лосский предлагает различать «действительные личности» и «личности потенциальные».
Тема 28 Черты русской философии конца XIX — середины XX в
Действительная личность — это существо, сознающее абсолютные ценности нравственного добра истины и красоты. Оно должно осуществлять их в своем поведении. Действительной личностью является человек. Потенциальные личности — это все субстанциональные деятели, стоящие ниже человека: животные, растения, вплоть до электронов и т.д., но через тот или иной промежуток времени они могут развиться до состояния действительной личности. Ступени развития личности субстанциональных деятелей представляют определенную иерархию. Учение об этом получило в философии Лосского наименование иерархического персонализма.
|
|
Всякий деятель стремится сделать свою жизнь более совершенной, для чего он объединяется с другими деятелями. Человеческий организм — это некий союз многих субстанциональных деятелей, во главе которого стоит высокоразвитый деятель — человеческое Я. Мир также есть органическое объединение субстанциональных деятелей, каждый из которых живет жизнью целого мира.
Теодицея (богооправдание). Высшее сверхмировое начало — это Абсолют или Бог. Он является творцом всего множества субстанциональных деятелей. При этом задача каждого состоит в том, чтобы выработать свой тип жизни, так как они обладают свободой выбора. Одни из них выбирают путь к Богу, а другие — бытие вне Бога. Таким образом, за все, что происходит в мире, отвечают сами субстанциональные деятели. Бог не причастен к тому злу, которое они творят.