Философия интуитивизма Н.О. Лосского

Николай Онуфриевич Лосский (1870—1960) сам свою философ­скую систему называет интуитивизмом или «мистическим эмпириз­мом». Под интуитивизмом он понимает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается не­посредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. «Чтобы познать предмет, — пишет Лосский, — нужно иметь его в сознании, т.е. достигнуть того, чтобы он вступил в кругозор сознания познающе­го субъекта, стал имманентным сознанию». Таким образом, Лосский провозглашает принцип своей философской концепции: «Все имма­нентно всему!» (от лат. ттапепз — пребывающий внутри).

Созерцание других сущностей такими, какими они являются сами по себе, возможно потому, что мир есть некое органическое целое^ а познающий субъект — это некое сверхвременное и сверх-проетранственное бытие, тесно связанное с целым миром. Именно органическое единство мира и тесная связь между его частями есть условие возможности интуиции.

Теория интуиции. Чувственные качества объекта (цвет, звук, тепло) принадлежат к реальным объектам внешнего мира, но все это богатство объекта связано с человеческим Я только подсознательно. Мы познаем всегда только малую часть объекта, те его стороны, ко­торые представляют для нас интерес. Наше познание всегда отрывоч­но, так как человеческие возможности ограниченны. Разные личнос­ти, осознавая объект, производят отбор различных сторон объекта, содержащихся в подсознании, и поэтому в сознании у них выводятся различные характеристики объекта.

Учение о субстанциональных деятелях. Всякие события в мире со­вершаются сверхвременными и сверхпространственными деятелями, каждый из которых является действительной либо потенциальной личностью, наделенной творческой силой и творящей те или иные события. Такие деятельные сущности обозначаются Лосским терми­ном «субстанциональный деятель».

Субстанциональные деятели творят все познавательные акты, все события и процессы, все реальное бытие. Любая личность является субстанциональным деятелем, но не любой субстанциональный дея­тель — человеческая личность. Даже электроны и протоны являются субстанциональными деятелями, они обладают личностными харак­теристиками. Так как по степени своего развития субстанциональные деятели глубоко отличаются друг от друга, то Лосский предлагает раз­личать «действительные личности» и «личности потенциальные».

Тема 28 Черты русской философии конца XIX — середины XX в

Действительная личность — это существо, сознающее абсолют­ные ценности нравственного добра истины и красоты. Оно должно осуществлять их в своем поведении. Действительной личностью яв­ляется человек. Потенциальные личности — это все субстанциональ­ные деятели, стоящие ниже человека: животные, растения, вплоть до электронов и т.д., но через тот или иной промежуток времени они могут развиться до состояния действительной личности. Ступени развития личности субстанциональных деятелей представляют опре­деленную иерархию. Учение об этом получило в философии Лосского наименование иерархического персонализма.

Всякий деятель стремится сделать свою жизнь более совершен­ной, для чего он объединяется с другими деятелями. Человеческий организм — это некий союз многих субстанциональных деятелей, во главе которого стоит высокоразвитый деятель — человеческое Я. Мир также есть органическое объединение субстанциональных деяте­лей, каждый из которых живет жизнью целого мира.

Теодицея (богооправдание). Высшее сверхмировое начало — это Аб­солют или Бог. Он является творцом всего множества субстанциональ­ных деятелей. При этом задача каждого состоит в том, чтобы вырабо­тать свой тип жизни, так как они обладают свободой выбора. Одни из них выбирают путь к Богу, а другие — бытие вне Бога. Таким образом, за все, что происходит в мире, отвечают сами субстанциональные дея­тели. Бог не причастен к тому злу, которое они творят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: