Тема 27. Систематическая философия В.С. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), сын известного рус­ского историка Сергея Михайловича Соловьева, один из самых ярких русских философов XIX в., первый русский мыслитель, создавший цельную философскую систему.

Главное учение Соловьева — это.учение о всеединстве. Оно оттал­кивается от идеи «духовной телесности», суть которой состоит в том, что материя (или телесность) и дух существуют не сами по себе, а слиты воедино, неразделимы. Материя всегда духовна, а дух материа­лен. Отсюда проистекает учение о всеединстве, которое словами самого философа обозначает следующее: «Все есть одно». Мир, раз-Тема 27. Систематическая философия В.С. Соловьева

деленный на множество вещей и явлений, на самом деле является всеединой сущностью. Укажем формулировки всеединства самого Соловьева: «полная свобода составных частей в совершенном единст­ве целого», «наибольшая самостоятельность частей при наибольшем единстве целого», «простор частного бытия в единстве всеобщего».

Мы видим, что каждый раз речь идет о таком соотношении целого и его частей, при котором наибольшее единство целого одновременно сочетается с наибольшей свободой или самостоятельностью частей.

Приведем развернутое определение всеединства: это такое состоя­ние, «когда, во-первых, частные элементы не исключают друг друга, а, напротив, взаимно полагают себя один в другом, солидарны между собою; когда, во-вторых, они не исключают целого, а.утверждают свое частное бытие на единой всеобщей основе; когда, наконец, в-третьих, эта всеединая основа или абсолютное начало не подавляет и не поглощает частных элементов, а, раскрывая себя в них, дает им полный простор в себе, тогда такое бытие есть идеальное или достой­ное — то, что оно должно быть». Однако данное состояние мира яв­ляется должным, в реальности же мир находится в падшем, грехов­ном состоянии, при котором каждая часть и каждый элемент мира противостоят друг другу и стремятся к обособленности друг от друга.

Однако Бог не может оставить мир в этом состоянии, он воздей­ствует на него таким образом, что начинается мировой эволюционный

процесс.

Бог, по Соловьеву, есть любовь. А под любовью философ понимал «всякое внутреннее единство, всякое изнутри идущее соединение мно­гих». Множественность творений может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое, в один универсальный орга­низм. Всем существам свойственно инстинктивное стремление к все­общему единству. Это общее стремление, выходящее за рамки отдель­ных элементов, представлено мировой душой. В результате длительного исторического процесса под влиянием мировой души, на которую ока­зывает воздействие Божественное начало, все отпавшие от него части должны «возродиться в форме абсолютного организма».

Говоря об эволюции мира и его существ, стремящихся к оконча­тельной цели — Царству Божьему, Соловьев пишет о том, что они должны пройти пять ступеней развития: «...Для того чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение, существо должно прежде всего быть, затем оно должно быть живым. Потом — быть сознательным, далее — бьтгъ^азумным и, наконец, — быть совер­шенным». Каждое предыдущее царство служит материалом для после­дующего. Так, неорганическая материя представляет основу для расте­ний, те в свою очередь — для животных, которые в свою очередь


Раздел VIII. Русская философия

составляют основу человеческой деятельности. Низший уровень не ис­чезает, а объединяется с более совершенной деятельностью.

Пришествие в мир Иисуса Христа — воплощенного Слова божье­го, или Логоса, служило ускорению данного процесса. В личности Христа человечеству явлен идеальный пример богочеловека и цель устремлений для каждого. Он полный Бог и полный человек. Его образ есть высшая цель, к которой должно стремиться все человече­ство, а потому это еще и цель исторического процесса. Жертва Хрис­та позволила искупить первородный грех, что дало формальную воз­можность восстановить нормальные отношения между божествен­ным, человеческим и материальным.

Учение о Софии. С учением о богочеловечестве и всеединстве тесно увязано одно из ключевых учений Соловьева — о Софии (с греч. — мастерство, знание, мудрость). Недаром его учение часто называют со-фиологией. Софию следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением. Она придает общность миру. Богу и человеку. В то же время софийность как принцип имеет всеобъемлющее значе­ние и различные определения. В философском смысле София — это смыслонаполненность вещей, а поскольку, по Соловьеву, все вещи несут тот или иной божественный смысл, то их материальное многооб­разие выступает как результат божественного мастерства и творчества, т.е. как София. Как пассивное начало, посвященное Богу, София — это вечная совершенная Женственность. Как активное начало она есть духовное существо, стремящееся к своей реализации и воплощению. Соловьев пишет об этом: «Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее (т.е. Софии. — Прим. авт.) реализации и воплощения в ве­ликом многообразии форм и степеней». Как единственный центр во­площения божественной идеи мира София есть душа мира. В отноше­нии к божественному Логосу София есть тело Христово или церковь. Как личностное женское начало она воплощена в образе св. Девы Марии.

Учение о богочеловечестве. Абсолют у Соловьева персонализиро­ван, поскольку само свойство абсолютного — полнота — предполага­ет, чтобы сущее было наделено абсолютными качествами личнос­ти — такими как всеблагость, всемилостивость, абсолютная любовь и воля и т.п. Но таковым может быть только Бог, который и является олицетворением положительного всеединства. Цельное познание ре­альности неизбежно ведет сперва к религиозному, а затем и к христи­анскому мировоззрению, поскольку оно основано на высшем прояв­лении всеединения — единении Бога с человеком, воплощенном в Христе. Отсюда вытекает основа другого учения Соловьева — о бого­человечестве. Каждое живое существо есть самостоятельный центр

Тема 27. Систематическая философия В.С. Соловьева

деятельности, но в то же время представляет собой воплощение какой-либо специфичной идеи божественного всеединства. Это в полной мере относится и к человеку, который, имея, с одной сторо­ны, индивидуальный характер, с другой — стремится в своей дея­тельности к какой-то разумной цели. Абсолютной целью является об­ретение полноты бытия посредством полного взаимопроникновения всех живых существ, объединенных взаимной любовью и любовью к Богу. Достижение абсолютной полноты бытия является актом сво­бодного волеизъявления, который основывается только на чувстве любви к Богу и вообще ко всему живому. В полноте бытия индивиду­альность не исчезает, но обнаруживается истинное Я и обретается со­вершенная жизнь в Боге. Этому мешает стремление к самоутвержде­нию, к эгоистичной «самости» и индивидуализм, которые в отличие от первого пути ведут к ненависти, разобщенности целого и вследст­вие этого — к небытию.

Гносеология Соловьева. Учение о всеединстве является фундаментом для всех остальных метафизических построений Соловьева. Для при­мера возьмем его гносеологию (теорию познания), которую он выстраивает, противополагая свою концепцию поиска истины, осно­ванную (как он считает) на религиозном мистицизме Восточного хрис­тианства, Западному рационализму и эмпиризму. Для Соловьева исти­ной является сущее и всеединое, поскольку истиной может быть только то, что есть, то, что существует. Соловьев указывает: «Но есть — все. Итак, истина есть все. Но если истина есть всё, тогда то, что не есть всё, т.е. каждый частный предмет, каждое частное существо и явление в своей отдельности ото всего, — не есть истина, потому что оно и не есть в своей отдельности от всего: оно есть со всем и во всем». Отсюда следует, что истина принадлежит самому всеединству, а не нашим суж­дениям, которые могут быть ошибочны из-за своей узости.

Для познания истинного необходимо проникновение во всееди­ное, или Абсолют. Это возможно, поскольку познающий сам является частью всеединого и потому может познавать Абсолют «изнутри», из самого себя. Такое знание является мистическим, в нем содержится не просто мысль, а сама объективная реальность, существующая в отли­чие от мысли независимо от нас. Таким образом, истинное знание есть взаимосвязь рационального, эмпирического и мистического познания.

Задача человека. Земной мир наполнен людьми, находящимися в промежуточном состоянии между полнотой бытия и небытием. Зада­ча человека состоит в преодолении зла и несовершенства и в воссо­единении всех существ и Бога. Это можно достичь, только принеся себя в жертву ради любви к Богу и к цельному миру. Если же человек отвергает добровольную покорность Богу, то он становится рабом


Раздел VIII Русская философия

природы. Взаимоотношения таких людей строятся на принципах борьбы за существование, их жизнь не ведет к полноте бытия и ни­когда не дает удовлетворения.

Русская идея и предназначение наций. Практическую реализацию своих идей Соловьев видел через создание общества свободной тео­кратии, всемирного государства-Церкви, общества, построенного на духовных основаниях христианства. С этим же учением, а также с идеями богочеловечества и всеединства тесно связано его понимание «русской идеи». В отличие от Достоевского Соловьев открещивается от приоритета русского народа в деле всемирного христианского еди­нения. Он считает, что истина — кафолична, т.е. имеет вселенский характер и не является православной или католической, а тем паче национальной. Он считал, что национальные религии — это новое идолослужение, «эпидемическое безумие национализма», которые толкают народы на поклонение своему собственному образу вместо высшего вселенского Божества. Христианство имеет наднациональ­ный характер и не определяется особой ролью той или другой нации.

Соловьев ставит, как он считает, главный вопрос для любого мыслящего русского человека — «вопрос о смысле существования Рос­сии во всемирной истории». Он предлагает искать ответ в вечных ка­тегориях истины, выраженных в религии, и делает вывод: «...Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности*.

По Соловьеву, все нации органично вписаны в бытие этого мира и несут в нем определенную функцию, а следовательно, необходимы друг другу, взаимозависимы. Он указывает на то, что если человече­ство в целом и является неким физическим организмом, то его члены, т.е. нации и индивиды, — существа моральные. Это значит, что функция, которую они самим Богом призваны выполнять, не яв­ляется для них материальной необходимостью, а выступает только в форме морального обязательства, т.е. нации свободны в том, испол­нять ли им то, что от них желает Бог.

Истинное призвание морального существа или идея нации опре­деляются Соловьевым как участие в жизни Вселенской Церкви, в развитии христианской цивилизации. Для познания функциональ­ной роли русского народа в этом богочеловеческом единстве необхо­димо прежде поставить вопрос о том, что Россия «...должна сделать во имя христианского начала, признаваемого ею, и во благо всего христианского мира, частью которого она предполагается». Ответ его на этот вопрос таков: «Она должна, чтобы действительно выполнить свою миссию, всем сердцем и душой войти в общую жизнь христиан­ского мира и положить все свои национальные силы на осуществле-

Вопросы для самопроверки

ние, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенско­го единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой». Все нации, по Соловьеву, в равной мере, имея -моральный долг, обусловленный Творцом, несут свою миссию, равнозначную среди других народов. Истинное христианст­во едино и не имеет ничего общего с конфессиональными разночте­ниями евангельских текстов и писаниями Отцов Церкви.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы понимаете идею всеединства Соловьева?

2. Как учение о всеединстве соотносится с идеей богочеловечества9

3. Что Соловьев понимает под «мировой душой»?

4 Согласуется ли эволюционная теория развития мира Соловьева с на­учными воззрениями на эту тему? Что между ними общего, и в чем вы види­те разногласия?

5. Как вы считаете, может ли нация вообще о себе что-то думать; если да, то каким образом?

6. По Соловьеву, предназначение нации заключается в том, что Бог о ней замыслил, но возможны ли какие-либо несомненные способы познания людьми того, какое именно предназначение им уготовано Богом?

7 Соловьев мечтал об обществе «свободной вселенской теократии», ко­торое мыслилось как органическое единство власти церковной, государст­венной и пророческой. Исходя из христианского вероучения, целей и задач, которые, в частности, стоят перед православной церковью, и целей государ­ства дайте свою оценку возможности их гармоничного союза.

8. Проблематику отношений между личностью и обществом Соловьев решал следующим образом: «Степень подчинения лица обществу должна соот­ветствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет...». Дайте личную оценку такому решению проблемы.

9. Соловьев признавал, что в XVIII—XIX вв. большинство прогрессивных реформ в обществе, в том числе запрещение пыток и истязаний. Прекраще­ние преследования религиозных сект и еретиков, ликвидация крепостного права и т.п, были проведены в основном неверующими. Из чего он сделал вывод о том, что Дух Христов действует даже через неверующих в Него. Вы­разите свое мнение по данному поводу и проиллюстрируйте его примерами.

10. В работе «Три разговора» Соловьев затрагивает проблему совмести­мости заповеди «не убий» с убийством во имя справедливости, во имя спасе­ния других людей, в сражениях за Родину и т.п. Православная церковь на этот вопрос дает утвердительный ответ, возводя в ранг святых полководцев и военачальников (св. Александр Невский, св. Федор Ушаков и т.д.), называя само воинство православным. Обоснованно защитите либо опровергните по­добное решение данной проблемы.


Раздел VIII. Русская философия

Литература

1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991.

3. Лосев А.Ф. Соловьев и его время. М., 1990.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

5. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. М., 2000.

6. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

7. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.

8. Трубецкой Е. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. М., 1995.

Тема 28. Черты русской философии конца XIX —середины XX в.

Русская философия, как и всякая иная национальная филосо­фия — понятие обобщенное, включающее в себя самые многообраз­ные направления школ мысли. Тем не менее с определенными оговор­ками на разнородность мнений на сей счет можно заключить, что к концу XIX — началу XX в. сформировались общие тенденции или идейные черты русской философии. Ей присуще противопоставление западному рационализму с преобладанием в теории познания таких понятий, как интуиция, живой опыт, непосредственная данность бытия сознанию. Другой важной особенностью русских мыслителей является их приверженность идее «соборности» или духовного коллек­тивизма, хотя имеются и яркие представители персонализма. В основе русского философского мировоззрения лежит особое понимание исти­ны как «правды», что делает поиски истины не самоцелью ради «чисто­го познания», но выражением религиозного поиска спасения. В основе многих тем русской философии, таких как «общее дело», «мистичес­кий эмпиризм», «онтологизм», «иррационализм», «софиология», «все­единство», «русская идея» и др., как раз и лежат указанные мировоз­зренческие принципы.

Ниже фрагментарно дается далеко не полный обзор тем и наибо­лее интересных мыслителей, который тем не менее позволяет соста­вить общее представление о русской философии конца XIX — сере­дины XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: