1.Понятие «PR» – (аббревиатура «Public Relations», в переводе – связи с общественностью) широко используется в сфере избирательного процесса с негативной окраской, с прилагательным «черный».
Исследователи дают разные определения «черного» PR, перечисляя разные его виды, что обусловлено многоаспектностью этого явления. Распространенными являются следующие определения «черного» PR.
«Черный» PR – это методы и технологии Public Relations, противоречащие закону, не соответствующие этическим и моральным нормам общества и направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию, а также это подкуп журналистов и размещение информации в прессе на платной основе без указания на ее принадлежность к рекламе, компроматы, содержащие ложную или собранную незаконными методами информацию.
«Черный» PR – это распространение негативной информации о ком-либо с целью нанести ему ущерб.
По мнению О.П. Кудинова, «в избирательном процессе сложилась практика понимания под «черным» PR набора совершенно незаконных приемов и способов воздействия на избирателей с целью приведения их к голосованию за определенного кандидата»[15].
Зачастую ставится знак равенства между «черным» PR, «черными», или «грязными», избирательными технологиями. Используются и иные термины, обозначающие аналогичное по сути явление, например, «некорректные избирательные технологии», «манипулятивные избирательные технологии».
Многие исследователи склонны подразделять «черные» технологии на неэтичные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и моральным нормам общества) и методы и технологии, прямо противоречащие закону.
Сформулируйте сущностные характеристики «черных» избирательных технологий. Приведите несколько примеров конкретных «черных» избирательных технологий в сфере предвыборной агитации. Дайте их юридическую оценку и проанализируйте возможность привлечения лиц, злоупотребляющих этими технологиями к юридической ответственности. Проиллюстрируйте свой ответ известными вам примерами из юридической практики.
2.С целью снижения финансовых злоупотреблений на выборах, в 90-х гг. в избирательном законодательстве РФ было введено понятие «необоснованно завышенные расценки». При этом для эффективного контроля за расхода кандидатов и определения необоснованности расценок в инструкции Центральной Избирательной Комиссии России о порядке формирования расходования средств избирательных фондов установлено, что кандидатом, зарегистрированным кандидатом, запрещается расходовать средства, минуя избирательные фонды, на мероприятия, связанные с целями их избирательной компании, в том числе на оплату работ по сбору подписей избирателей, на другие предвыборные мероприятия, связанные с использованием помещений, транспорта, связи.
Что понимается под необоснованным занижением расценок? Кто дает предварительные оценки по необоснованному завышению или занижению расценок стоимости выполненных бесплатных (платных) работ для кандидата?