Тема 9. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства и правовая защита избирательных прав граждан Российской Федерации

1.В современной политической публицистике практика судов общей юрисдикции по рассмотрению дел, связанных с нарушением избирательного законодательства зачастую вызывает критику с позиций низкого качества решений этих судов по делам указанной категории. Чтобы избежать этих недостатков, возможно было бы передать такие дела на рассмотрение конституционных (уставных) судов субъектов Федерации которые необходимо уполномочить на рассмотрение заявлений, касающихся решения (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий о результатах выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Прокомментируйте это предложение.

2.Некоторые исследователи предлагают распространить (в той или иной мере) понимание вины из уголовного и гражданского права на институт конституционно-правовой ответственности в избирательном праве. Так, А.Е. Штурнев предлагает дополнить главу 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статьей "Принцип вины конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[16], в которой, помимо формулировки принципа виновной ответственности, содержалось бы определение вины граждан, аналогичное Кодексу РФ об административных правонарушениях (то есть выделялись умысел и неосторожность). А под виной коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений, блоков) понималось бы нарушение правил и норм при возможности их соблюдения и непринятие всех зависящих мер по их соблюдению.

Высказывается так же мнение о том, что основанием для привлечения кандидата к конституционно-правовой ответственности путем применения санкций, предусмотренных избирательным законодательством, могут быть виновные действия (бездействие) не только самого кандидата, но также доверенных лиц и уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а основанием для привлечения к конституционно-правовой ответственности избирательного объединения или блока - также действия кандидатов из списка и иных лиц, уполномоченных представлять избирательное объединение (блок) и выдвинутый список кандидатов, что не означает невиновной ответственности.

Прокомментируйте тезисы, приведенные в задании. Есть ли специфика в определении вины в избирательном праве и следует ли закрепить это определение в избирательном законодательстве?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: