Понятие и виды административно-правовых форм

Всякая форма выступает в качестве внешнего выражения внутреннего содержания явления, действия и т.п. Применительно к государственному управлению его формой является внешнее выражение исполнительно- распорядительной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Формы государственного управления соотносятся с его задачами и функциями. Многообразие последних лежит в основе многообразия форм управления. Субъект управления в силу творческого характера своей деятельности может выбирать те из них, которые, по его мнению, наиболее эффективны в конкретной управленческой ситуации. При этом, используемые им формы должны соответствовать его полномочиям.

Классификация форм управления осуществляется по различным критериям, основным из которых является характер последствий управленческих действий. Одни формы управления носят четко выраженный юридический характер (правовые), другие не влекут юридических последствий (неправовые).

Правовые формы государственного управления подразделяют по таким признакам, как содержание, целенаправленность, способ выражения.

По содержанию правовые формы государственного управления делятся на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную.

Правотворческая деятельность включает в себя:

- решения субъекта управления о необходимости разработки проекта нормативного акта управления;

- подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, предварительное одобрение субъектом управления;

- обсуждение проекта в правотворческом органе;

- принятие, или утверждение проекта;

- опубликование принятого акта управления.

Правоприменительная деятельность - сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела; вторая - выбор и анализ правовой формы, подлежащей применению; третья - принятие решения (акта применения) и его документальное оформление, исполнение решения.

Правоприменительная деятельность подразделяется на регулятивную и правоохранительную. С помощью регулятивных форм решают индивидуальные управленческие дела, обеспечивают реализацию прав и законных интересов всех субъектов права. Посредством правоохранительной формы деятельности осуществляют охрану урегулированных правовыми нормами отношений.

По целенаправленности формы управления подразделяют на внутренние и внешние. С помощью внутренних форм решают вопросы внутриуправленческого характера, т.е. внутри органа управления. Формы внешней деятельности используют для обеспечения исполнения задач и осуществления основных функций, возложенных на орган государственного управления.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (знаковые, например, знаки дорожного движения.)

Неправовые формы государственного управления подразделяют на организационные и материально-технические действия.

Организационные формы выражаются в повседневной работе персонала данного органа управления по реализации функций управления, закрепленных за ними. Такие формы деятельности не имеют четко выраженного юридического характера (обучение исполнителей, их инструктаж, обеспечение деятельности и т.п.)

Материально-технические действия имеют вспомогательный, обеспечивающий характер (составление справок, отчетов, оформление документов и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: