Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административные наказания как разновидность мер административного принуждения носят профилактический характер, но одновременно являются карательными санкциями, которые заключается в лишении или ограничении прав, благ виновного и выражаются либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя, причиняя тем самым последнему определенные страдания.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административные наказания образуют систему, признаками которой являются общность правовой природы, оснований и целей их применения.
КОАП РФ закрепляет следующие виды наказаний (ст. 3.2.):
1) предупреждение;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
Возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний; другие административные наказания могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказание.
Административные наказания в КОАП РФ перечисляются, от менее суровых к более суровым.
Административные наказания, указанные в пунктах 3-8, устанавливаются только КОАП РФ.
Краткая характеристика административных наказаний.
Предупреждение (ст. 3.4.) выносится в письменной форме.
Предупреждение, хотя и носит моральный характер, влечет за собой такие же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания.
Административный штраф (ст. 3.5.) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и в пределах, предусмотренных КОАП.
Штраф предусмотрен за большинство административных правонарушений. Его могут устанавливать законы и нормативные акты России и субъектов РФ.
Способы установления размеров штрафа многообразны.
Во-первых, это наказание, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, установленному законодательством России на момент окончания или пресечения правонарушения.
Во-вторых, размер штрафа может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
В-третьих, размер штрафа устанавливается в соответствии с величиной кратной сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Размер штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
В установленных законодательством случаях (например, нарушение антимонопольного, таможенного, валютного законодательства) административный штраф может превышать указанные выше размеры. При этом он не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6.) состоит в принудительном изъятии предмета и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Возмездное изъятие охотничьего оружия и боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию. Порядок применения возмездного изъятия и виды предметов, подлежащих изъятию, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, (ст. 3.7.) состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательством. Конфискация назначается судьей.
Конфискация охотничьего оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство является основным источником средств к существованию. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются законодательством РФ.
Лишение специального права, (ст. 3.8.) применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет, если иное не установлено законом, и назначается судьей.
Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонение от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Административный арест (ст. 3.9) устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, и к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.
Административное выдворение за пределы РФ иностранногогражданина или лица без гражданства (ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Назначается судьей.
Дисквалификация (ст. 3.11) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.