Режим чрезвычайного положения

Режим чрезвычайного положения урегулирован ст. 56, 88,102 Кон­ституции и Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном поло­жении»*. Такое положение, вводимое на всей либо на части территории Российской Федерации, означает особый правовой режим деятельнос­ти органов государственной власти, предприятий, учреждений и орга­низаций, допускающий определенные ограничения прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнитель­ных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения без­опасности граждан и охраны конституционного строя. Его целью яв­ляется скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и ока­зание им необходимой помощи.

 
 


* Ведомости РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773.

Законом определены основания, по которым может вводиться режим чрезвычайного положения. К их числу отнесены:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональ­ные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварий­но-спасательных и восстановительных работ.

Как и военное положение, чрезвычайное положение вводится ука­зом Президента с незамедлительным сообщением об этом палатам Фе­дерального Собрания. Утверждение указа Президента осуществляется Советом Федерации. В указе должны быть указаны: обстоятельства, на основании которых вводится чрезвычайное положение; основания не­обходимости его введения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных пол­номочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрез­вычайное положение; время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

На территории, где введено чрезвычайное положение, могут вво­диться особые формы управления. В их числе: возможность отмены федеральными органами власти любых решений нижестоящих органов власти; наделение государственных органов, осуществляющих управ­ление в условиях чрезвычайного положения, чрезвычайными полно­мочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализа­ции обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликви­дации угрозы безопасности граждан. Кроме того, органы исполнитель­ной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ либо на­значенному им органу.

Органы, осуществляющие режим чрезвычайного положения, вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей террито­рии приказы и распоряжения.

Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан использу­ются силы и средства органов Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности, а в исключительных случаях — и Ми­нистерства обороны.

В условиях чрезвычайного положения могут применяться такие меры, как, например: ограничение свободы передвижения; запреще­ние митингов, демонстраций, забастовок; установление комендант­ского часа; ограничение свободы печати и других средств массовой информации; временное выселение (эвакуация) граждан; отстранение от работы руководителей организаций и др.

Законом предусмотрены и специальные меры ответственности, применяемые к нарушителям режима чрезвычайного положения.

Совершенно очевидно, что закон о чрезвычайном положении нуж­дается в совершенствовании, так как с 1991 г. в России произошли большие перемены во всех сферах жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: